Первые впечатления туриста-эколога
Австрия – самое стабильное и социально развитое государство Европы, занимающее 7 место в мире по уровню благосостояния своих граждан. Это страна, проигравшая две войны, но сохранившая нейтралитет и независимость от военных блоков и союзов.
Вена – столица могущественной некогда империи правящей династии Габсбургов и последнего ее императора Франца Иосифа – «первого чиновника государства», как он себя называл, трудоголика, не чуждого социал-демократических взглядов на управление государством.
Эта уникальная страна, комфортная для проживания и творчества, дала миру целую плеяду композиторов: Моцарта, Штрауса, Бетховена и Шуберта, сохранила и уважает мемориалы советских воинов – освободителей от фашизма, привила своим граждан рациональную любовь к природе.
Знакомство с Веной, раскинувшейся в окружении гор по берегам Дуная, мы начали с Венского леса, через который по узкой извилистой дороге вдоль череды уютных зеленых ресторанчиков доехали до вершины горы Каленберг, со смотровой площадки которой открывается великолепный вид на долину Дуная и раскинувшийся по его берегам трехмиллионный город, сохранивший колорит древнего центра пересечения Великого Шелкового и Нектарного путей. Город с неповторимой архитектурой, соединяющей в себе инфраструктуру современного производства и благоустроенную социальную среду с памятниками истории и культуры.
Гора Каленберг – покрытое ухоженным лесом место паломничества современных грибников, охотников и туристов – помнит перевернувшее ход истории сражение сборного европейского войска Яна Собесского у своего подножия, в результате которого вдвое превосходящая по численности армия Османской империи была разбита, а Вена спасена. В честь этой победы на вершины горы был построен костел, в котором ксендзы до сих пор проводят службы на польском языке. В этом же костеле хранится знаменитая икона Матки Боски (Божьей матери) Ченстоховской, и поэтому поляки – частые и регулярные гости Вены.
После десятилетий пребывания в статусе империи Австро-Венгрия в 2018 году распалась на два самостоятельных государства, познала власть коммунистов и социал-демократов. Часть памятников «советской эпохи» мы увидели своими глазами. Среди них многоэтажный жилой дом длиной в 1100 метров в центре Вены, включающий в себя всю социальную инфраструктуру, позволяющую назвать это чудо общежития настоящей коммуной. Еще один уникальный культурно-развлекательный объект – колесо обозрения диаметром около 70 метров с подвесными вагончиками вместимостью в 22 человека. А этот старый и милый сердцу почитателей Вены венский трамвайчик, однако, уже имеющий современные бесшумные и мягкие аналоги на улицах города!
Венская опера – средоточие талантов и центр оперного искусства мира. И сегодня туристы могут, если повезет, купить билет и лишь зайти в оперу, поскольку билеты на сами представления раскупаются за несколько месяцев. В отличие от наших оперных сцен бюджет Венской оперы превышает годовые расходы на содержание австрийской армии.
Немногие знают, что знаменитый торт «Прага» раньше назывался тортом Захера – в честь ресторатора и кондитера, принимавшего в прошлом веке посетителей Венской оперы со всего мира в близрасположенном ресторане, действующем и в наши дни.
Вот такой краткий экскурс в историю, позволяющий оценить эволюционный путь Австрии и понять, как отразились вековые традиции австрийского народа на современном состоянии этого государства, которое мы рассмотрим сквозь призму экологии.
Начнем с того, что целью нашего ознакомительного тура по Австрии было изучение вопросов обращения с отходами производства и потребления и соответствующих технологий.
Австрия. На заводе по сжиганию промотходов.
Переход через Альпы
Весьма впечатлил нас 8-полосный автобан из Вены, уходящий на юго-запад через провинцию Штирия, который ежедневно пропускает до полумиллиона автомашин. При этом дорожный комплекс включает в себя современные средства дорожного регулирования: от четкой разметки до программируемых светофоров, противошумовых экранов и уютных автокемпингов.
Около трех часов пути на комфортабельном автобусе по красивейшим горным дорогам и мы прибываем на одно из предприятий по сбору и обезвреживанию опасных отходов мощностью около 25 тыс. тонн в год, расположенное в живописном поселке у подножия горного хребта с шапками ледников на вершинах гор. Предприятие имеет собственную железнодорожную ветку. Кислоты, щелочи и прочие токсичные жидкости поставляются сюда также и автоцистернами. Есть и закрытые площадки для сбора и накопления промышленных отходов, часть из которых периодически передается на другие специализирующиеся на работе с данным видом отходов предприятия, функционирующие в сопредельных провинциях.
Применяемые технологии обработки опасных отходов и извлечения из них полезных компонентов, служащих сырьем для иных производств, широко распространены во многих странах мира, но в России еще не получили должного признания в связи с их высокой стоимостью, в которую в частности входит обеспечение экологической безопасности.
Производство автоматизировано и имеет две системы защиты от чрезвычайных ситуаций, связанных с воздействием на окружающую среду. Первостепенное внимание уделено улавливанию и очистке испарений и летучих химических соединений, поэтому за пределами цехов химические запахи органолептически не ощущаются. Надежность респирационных систем очистки видимо подтверждается расположением предприятия непосредственно в границах населенного пункта – на расстоянии в несколько десятков метров от жилых домов.
Вальтер Шарф, ведущий специалист Австрии по проектированию предприятий переработки отходов.
Итогом нашего вояжа на это предприятие стала встреча с ведущим специалистом Австрии по проектированию предприятий переработки отходов Вальтером Шарфом, который прояснил нам некоторые секреты этой отрасли. Оказывается, в Австрии действует сеть отходоперерабатывающих предприятий, в некоторой степени конкурирующих между собой, но в то же время осуществляющих кооперацию в движении отходов. За каждым предприятием неформально закреплена отдельная территория или группа однородных производств, отходы которых данное предприятие собирает. Если предприятие не может технически обезвредить данный вид опасных отходов, оно передает их иному профильному предприятию, имеющему соответствующую лицензию.
При этом было бы неправильно идеализировать австрийскую систему обращения с опасными отходами: неутилизируемая часть отходов, включая зольные остатки их термического уничтожения, все же подлежит захоронению на специальных полигонах или в шахтах с надежной долговременной гидроизоляцией. Однако система экологического мониторинга на такого рода объектах захоронения и на предприятиях по обезвреживанию отходов достаточно эффективна, и данные наблюдений передаются в режиме онлайн государственным надзорным органам. При этом, что непривычно для нас – россиян, понятие «санитарно-защитных зон» исчезло из законодательства Австрии еще в 80-х годах прошлого века, и экологический контроль осуществляется непосредственно на источниках выбросов в атмосферный воздух.
Обратная дорога в Вену для участников тура – экспертов из 6 регионов России – была еще интересней. Удалось полюбоваться пасторальными картинами мирно пасущихся коров на высокогорных изумрудной зелени альпийских лугах, понаблюдать быструю смену пригревающего солнца на холодный моросящий дождь, предпринять попытку догнать убегающую в горы огромную двойную радугу, поудивляться причудливому облаку в форме огромной короны над вершинами гор и даже увидеть настоящие истребители Ф-16, с ревом пронесшиеся над долиной.
Вена, Австрия. Российские эксперты на мусоросжигальном заводе.
Мусоросжигание и городская среда: возможно ли мирное сосуществование?
И снова Вена. Как удалось мегаполису органически соединить принцип благоустроенности и экологической безопасности с наличием инфраструктуры производственного сектора?
При осмотре города подспудно поймал себя на мысли, что принцип застройки Вены в корне отличается от градостроительной политики в российских городах. В нашей стране сложилась практика разделения в городах промышленной и жилой зон вкупе с социальной и административной инфраструктурой.
В Вене производственные предприятия (в первую очередь энергетические и коммунальные) равномерно с учетом оптимальных по протяженности линейных сооружений распределены по территории города. В городской черте рядом с аэропортом и жилыми домами действует нефтеперерабатывающий завод.
Но самое парадоксальное для нашего понимания – в городе расположены 12 мусороперерабатывающих заводов. На одном из них, сжигающем до полумиллиона тонн промышленных и бытовых отходов в год, нам удалось не только побывать, но и ознакомится с используемыми технологиями. Территория завода площадью около 2 квадратных километров окружена как иными промышленными предприятиям, так и жилыми домами и общественно-социальными объектами. Огромные цеха и дымовые трубы без привычных нам шлейфов черного дыма, по периметру предприятия – ряды кленов без признаков усыхания или иной деградации, сплошное асфальтовое или бетонное покрытие, чередующееся с газонами и клумбами, четкая схема передвижения техники и персонала по территории – все это указывало на высокий уровень производственной культуры.
Прием опасных промотходов на предприятии включает в себя входной визуальный контроль, замер радиационного фона, анализ входящей документации на поступающие отходы, установление соответствия класса опасности отхода, включая отбор проб и анализ их компонентного состава. После подготовки масса однородных отходов поступает во вращающиеся печи сжигания, имеющие сложный технологический цикл и систему очистки отходящих газов, включающую в себя скрубберы, гидроциклоны и камеры дожига выбрасываемых газов и мелкодисперсной пыли. Камеры имеют температуру до 1100 градусов.
На мой вопрос специалисты предприятия ответили, что температура в 1100 градусов достаточна для исключения выбросов диоксинов и фуранов, если выдерживать время нахождения отходящих газов в камере дожига не менее 2 секунд. Судя по длительному сроку эксплуатации данного и иных подобных предприятий и наличию ответственного экологического надзора, в Австрии это удается.
Этот же вопрос актуален и для сжигания коммунальных отходов с применением технологии «кипящего слоя» на этом и других мусоросжигательных заводах Вены. При этом сжигается весь мусор без предварительной сортировки, и даже при наличии в коммунальных отходах ртутьсодержащих ламп и приборов и иных токсичных веществ и материалов.
Всех участников тура волновала проблема запахов от поступающих на предприятие коммунальных отходов, но легкий запах канализации ощущался лишь от близрасположенных аэротенков биологических очистных сооружений сточных вод, в отличие от наших российских закрытых и имеющих откачку и очистку выбросов.
На мусоросжигательном заводе в Вене.
Этот и иные актуальные вопросы крутились в голове при осмотре основной «экологической» достопримечательности Вены – мусоросжигательного завода, расположенного на берегу Дуная в центре жилой и деловой части города, спроектированного и построенного знаменитым австрийским архитектором и художником Фриденсра́йхом Хундертва́ссером (настоящее имя – Фридрих Штовассер).
Это чудо архитектуры напоминает очертаниями своей главной дымовой трубы Останкинскую телебашню, только визуальную функцию нашего ресторана «Седьмое небо» в Вене выполняет шарообразный комплекс фильтров для очистки выбросов, покрытый цветными чешуйчатыми плитками. Примечательно, что вплотную к заводу примыкают не только жилые дома, но и учебные корпуса Венского экономического университета. А уж студенты не будут мириться с ущемлением своих прав на благоприятную окружающую среду, в чем через пару часов мы и убедились, увидев на мосту через Дунай молодежный флешмоб, участники которого в окружении полицейского оцепления протестовали против изменения климата на планете. Можно представить, какие требования предъявляются к внешнему виду и герметичности мусоровозов, поставляющих коммунальные отходы на этот завод в центре города.
Хундертва́ссер – яркий сторонник «экологической» архитектуры, разрисовал венский мусоросжигательный завод волнистыми линиями, цветными аппликациями, изготовил в своем оригинальном стиле окна производственных корпусов завода различной формы и размеров и, по информации принимающей стороны, жители Вены гордятся этим заводом как самым ярким примером культуры и экологичности производства. Примечательно, что аналог этого завода построен по проекту Хундертва́ссера в центре города Осака в Японии.
Показали нам и дом «Хундертвассерхаус», возведенный в 1986 году на одной из центральных улиц Вены. Ни внутри, ни на фасаде здания нет прямых линий. Это совершенно очаровательное, необычное зрелище – сказочный цветной дом с разными окнами, с лесной рощицей на крыше и фонтаном на входе
Вена. Набережная Дуная.
Об экологии и культуре Вены
Что еще можно сказать об экологической культуре городской среды в Вене?
Озеленения внутри жилых кварталов в городе явно не хватает, и даже детские садики устроены внутри домов, без привычных нам прилегающих открытых детских площадок.
Знаменита Вена и своей водопроводной водой, источником которой являются высокогорные альпийские ледники.
Можно утверждать также, что в городе не стоит остро проблема выбросов от автотранспорта, поскольку широко развита система массового использования жителями байков, электросамокатов и велосипедов, на улицах практически нет мощных джипов и грузовиков.
Улицы города, как правило, вообще свободны от мусора, и не только потому, что его регулярно убирают, но, в первую очередь, потому что местные жители просто не сорят. Урны установлены на стойках уличных дорожных знаков через каждые 50-100 метров, и каждая из них имеет пенал для окурков. Непосредственно на тротуарах расположены группы цветных пластиковых контейнеров для раздельного сбора полимерной и металлической тары из под напитков, цветного и бесцветного стекла, бумаги, органических отходов, строительных отходов. Так что система сбора и использования вторичных ресурсов в Вене работает довольно успешно.
Сопровождающий нас гид Ирина – уроженка Санкт-Петербурга, явно гордясь своей второй родиной, поведала нам о том, что рыбаки успешно ловят рыбу в Дунае, даже перечислила несколько блюд из местной рыбы. Однако, глядя на мрачно-зеленые воды Дунайского канала при переездах по городским мостам, и памятуя о том, что в Дунай сбрасываются сточные воды девяти государств, как-то не очень получалось верить в столь оптимистические утверждения.
Итак, закончились три дня знакомства со сказками Венского леса, и можно сделать вывод, что Австрия опередила Россию в вопросах экологической культуры и современных технологий не менее чем на 30 лет. Наша задача – догнать эту передовую европейскую страну в деле решения природоохранных проблем за несколько лет, так как большего срока природа планеты нам просто не даст.