Вы находитесь: ОПРО Новости Учет образования, контроль утилизации, обезвреживания и размещения опасных отходов производства: актуальные проблемы и пути их решенияУчет образования, контроль утилизации, обезвреживания и размещения опасных отходов производства: актуальные проблемы и пути их решенияСитуация характеризуется следующим: - в результате реализации мероприятий РЦП «Совершенствование системы управления промышленными отходами на территории Республики Башкортостан на 2013-2020 годы» планировалось вовлечение в повторную переработку около 14 млн. тонн отходов производства и потребления в год. Из них 14 % приходится на долю отходов сельскохозяйственного производства, 74 % - на долю отходов, образующихся при добыче полезных ископаемых, 9 % - отходы обрабатывающих производств, 1 % на отходы, образующиеся при производстве и распределении электроэнергии, газа и воды, 1,5 % - на отходы ЖКХ. Информация о достижении данных показателей отсутствует. - на территории Республики Башкортостан расположено более 200 мест хранения промышленных отходов общей площадью 2632 га. В настоящее время в ГРОРО включено всего 18 объектов размещения промотходов. Остальные объекты сняты с учета без осуществления комплекса мероприятий по обезвреживанию, переработке или по безопасному хранению таких отходов, Результаты экологического мониторинга на таких объектах отсутствуют. - по городам Республики Башкортостан г.Уфа занимает лидирующую позицию по количеству мест хранения промышленных отходов, что связано с наличием шламонакопителей с площадями от 0,5 до 15 га таких предприятий как ОАО "Уфанефтехим", ОАО "УНПЗ", ООО "Башкирская Генерирующая Компания", ОАО «Новойл», промышленных свалок ОАО "Уфаоргсинтез" и иловых площадок «Уфаводоканал».Общая площадь хранения промышленных отходов по г.Уфа составляет 220 га, что составляет 8 % от площади всех накопителей хранения промышленных отходов по Республике Башкортостан. - идет процесс накопления опасных отходов в хранилищах опасных промотходов, не соответствующих современным экологическим и санитарно-эпидемиологическим требованиям в черте городов: «Новоил», Уфанефтехим, Уфаоргсинтез, УМПО, Промводоканал и ГПНХС (г.Салават), УГОК (г.Сибай) и др. - республика имеет крупные объекты накопленного экологического вреда: промплощадка «Уфахимпром», Семеновская ЗИФ в Баймакском районе, Кантюковское поле (на 22 кв. км подземные воды загрязнены нефтепродуктами) и «креозотный тупик» нефтехимических отходов в Васильевке Стерлитамакского района, Михайловский карьер (опасные промотходы), промплощадка Башкирского биохимкомбината (Благовещенск), Сибайский шламонакопитель, Цветаевский полигон особо опасных промотходов в Гафурийской районе и т.д. - республиканская территориальная схема обращения с отходами, включая твердые коммунальные отходы и иные статистические документы не включают в себя полную и достоверную информацию об источниках и объемах образования промотходов и их дальнейшего движения до окончания жизненного цикла. Отсутствуют балансовые схемы образования и движения промотходов в разрезе муниципальных образований. Учет обращения с промотходами ведется в основном по госстатотчетам только крупных и средних предприятий республики без оценки их соответствия проектной документации, технологическим регламентам и фактическому состоянию по видам и классам опасности отходов. - данные экологического мониторинга на объектах размещения промотходов не соответствуют действительности и не подтверждаются результатами аналитического контроля со стороны независимых от предприятий-владельцев отходов (арендаторов ОРО) аккредитованных лабораторий; - для республики остается актуальным вопрос утилизации нефтешламов, образующихся при добыче, промысловой подготовке и транспортировке, переработке нефти. Нефтешламы, представляющие собой аномально устойчивые эмульсии, накапливаются в открытых амбарах – накопителях в течение десятков лет, отрицательно воздействуя на подземные воды, почву, атмосферный воздух. Нефтешламовые (нефтесодержащие) отходы передаются на обезвреживание малым предприятиям, применяющим устаревшие технологии (печи открытого сжигания в границах городов вместо извлечения ценного вторичного сырья), предусматривающие увеличение массы отхода за счет частичного смешивания с инертными материалами без капсулирования нефти, вследствие чего данные отходы частично несанкционированно закапываются на нефтепромысловых объектах либо иных несанкционированных местах. Пример- деятельность ООО «МАСК»; - вследствие недостаточного государственного и общественного экологического контроля малые предприятия, имеющие лицензии с применением маломощных установок по обезвреживанию промотходов, не способны обезвредить весь объем получаемых отходов и размещают данные отходы в несанкционированных местах (примеры: отходы терефталевой кислоты на Уфахимпроме, деятельность ООО Ареал). При проверках такого рода малых предприятий надзорными органами не проводится оценка возможности обезвреживания всех полученных предприятием отходов с учетом проектной производительности установок, затрат электроэнергии, количества персонала и времени их работы, объемов образования осадков (золы) при термическом обезвреживании промотходов и утилизации этих осадков. Объекты обезвреживания опасных промотходов не имеют положительных заключений государственной экологической экспертизы по проектной документации, привязанной к конкретному земельному участку. - рынок промышленных отходов в республике бессистемен, слабо контролируется надзорными органами, не развит, информационно закрыт, экономически не мотивирован, имеет явные коррупциогенные признаки. Новые малоотходные технологии на основных производствах внедряются лишь в порядке исключения. Индустрия переработки или обезвреживания промотходов в республике не создана, конкурентная среда в данном сегменте рынка деформирована в сторону применения демпинговых цен и удешевления услуг по обезвреживанию отходов за счет несанкционированного размещения таких отходов. - не решены проблемы утилизации или обезвреживания, безопасного захоронения гальванических (Автонормаль, УМПО и др.), строительных, асбестосодержащих отходов, отходов трансформаторных масел с ПХБ. Проблема обезвреживания медицинских и биологических отходов решена частично. Отсутствует контроль за лицензированием обращения с жидкими коммунальными отходами. Продолжается процесс накопления на территории республики осадков биологических очистных сооружений, отстойников шахтных и подотвальных вод, органических отходов птицеводства и животноводства - республика занимает лидирующее положение среди регионов России по сбору ртутьсодержащих ламп и приборов, однако учет потребления и сбора данных опасных отходов не организован, более 50% ртутьсодержащих отходов захоранивается на бытовых свалках, как и иные опасные отходы от населения (бытовая химия, гальванические батарейки, отходы ЛКМ, лекарственные препараты и т.д.). Сохраняется проблема утилизации просроченных сельскохозяйственных ядохимикатов. Контроль за недопущением размещения опасных промотходов, медицинских, строительных и иных опасных отходов на бытовых свалках со стороны владельцев и арендаторов полигонов ТКО отсутствует. Допускается прием на бытовые свалки нефтешламовых отходов, имеющих повышенный уровень радиоактивности - проблемой в отрасли энергообеспечения является образование большого количества шлама химводоподготовки, накапливающегося в шламоотстойниках и являющегося источником загрязнения окружающей среды - отходы химического и нефтехимического производства составляют 4,1 % от всех, образовавшихся в республике и являются наиболее опасными по отношению к окружающей природной среде. К таким отходам относятся ртутьсодержащий шлам, жидкая и твердая хлорорганика и другие. Наибольший вклад в образование токсичных отходов вносят: химическое производство (0,837 млн.т), производство нефтепродуктов (0,485 млн.т), производство неметаллических минеральных продуктов (0,109 млн.т). С апреля 1992 года захоронение особо опасных отходов на участке ОАО «Стерлитамакский кожевенно-обувной комбинат» полигона «Цветаевский» в Гафурийском районе запрещено, но рекультивация участка до настоящего времени не проведена. Начато проектирование рекультивации участка АО «БСК» данного полигона. По-прежнему остается источником загрязнения окружающей среды ОАО «Уфахимпром», где накоплено более 21 тыс. т известкового шлама и 36 тыс. т избыточного ила, содержащих высокотоксичные вещества. Не проводятся работы по ликвидации отвалов фосфогипса и накопителя пиритного огарка в Мелеузовском районе РБ.
Ввиду изложенного на основании действующего федерального и республиканского законодательства, регулирующего обращение с отходами производства и потребления, целесообразно реализовать следующие основные направления стратегии повышения эффективности управления отходами производства на территории Республики Башкортостан: 1. Создание системы управления отходами производства на территории Республики Башкортостан, имеющей следующие цели и задачи: Цели: разработка и реализация комплекса мер, направленных на совершенствование системы обращения с промышленными отходами, внедрения современных технологий и методов утилизации, обезвреживания и переработки промышленных отходов, восстановления нарушенных и загрязненных земель, минимизация воздействия отходов на окружающую среду. Задачи: совершенствование нормативно-правовой и технологической базы для повышения эффективности системы обращения с промышленными отходами; ликвидация объектов размещения отходов, не отвечающих нормативным требованиям (полигонов, бесхозных накопителей промышленных отходов и др.);
создание благоприятных условий для привлечения инвесторов к организации производств по обезвреживанию и переработке отходов;
ликвидация последствий накопленного экологического ущерба хозяйственной деятельности прошлых лет; сокращение объемов захоронения отходов производства; увеличение объемов переработки и обезвреживания промышленных отходов; улучшение санитарного и экологического состояния территорий муниципальных образований Республики Башкортостан путем ликвидации несанкционированных объектов размещения отходов производства и рекультивации техногенных массивов; экологическое просвещение работников предприятий. 2. Межведомственное регулирование управления отходами, взаимодействие контрольно-надзорной и иной деятельности в сфере обращения с отходами производства и потребления с ориентацией на конечные результат такой деятельности – снижение объемов образования отходов производства, сокращение влияния отходов на окружающую среду, обмен информацией по результатам проверок и представление информации органам местного самоуправления. 3. Принятиедополнительныхмерпогосударственнойподдержкепредпринимательскойдеятельности, осуществляемойвцеляхохраныокружающей среды,включаяразработку и внедрениесовременныхтехнологийсбора, транспортировки, обезвреживания, использования и размещенияопасныхотходов, развитиерынкаработ и услугпоутилизации отходов,использования отходов каквторичногосырья; максимальное внедрение малоотходных технологических процессов производства ииспользование вторичных материальных ресурсов в составе отходов. 4. Привлечение федеральных средств и частных инвестиций для строительства в крупных промышленных районах РБ современных межрайонных полигонов для размещения, обезвреживания и переработки опасных отходов, внедрения наилучших доступных технологий в данной сфере. 5. Государственный контроль достоверности госстатотчетов 2ТП(отходы) в части полноты перечня образующихся опасных отходов, их классов опасности, количества и правомерности передачи опасных отходов третьим лицам, обеспечение контроля движения опасных отходов до заключительной стадии - размещения, обезвреживания, использования, захоронения опасных отходов. 6. Разработка и введение в действие подзаконных актов регионального уровня согласно ст. 24 ФЗ «Об отходах производства и потребления» о порядке снижения платы за размещение отходов и об ускоренной амортизации основных средств для предприятий и субъектов малого бизнеса, внедряющих малоотходные и безотходные технологии производства, экологически эффективные технологии в сфере обращения с отходами, создание условий для вовлечения малого и среднего бизнеса в систему обращения с промышленными отходами, развитие государственно-частичного партнерства. 7. Инвентаризация объектов размещения отходов производства в РБ, оценка их экологической опасности, и обеспечение включения соответствующих требованиям безопасности объектов в ГРОРО, разработка проектов вывода из эксплуатации и рекультивации объектов, не подлежащих регистрации в ГРОРО , в первую очередь расположенных в границах населенных пунктов. 8. Контроль наличия лицензий на обращение с опасными отходами, проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, соблюдения лицензионных требований у всех владельцев (арендаторов) объектов размещения, утилизации , обработки и обезвреживания отходов. 9. Перевод отрасли обращения с отходами на применение правовых механизмов саморегулирования, предусмотренных ФЗ «О саморегулируемых организациях», внедрение практики проведения предприятиями-владельцами промотходов тендеров на передачу опасных отходов с учетом дополнительной ответственности лицензированных предприятий-членов саморегулируемых организаций. Исключение передачи опасных отходов юридическим лицам и ИП, не имеющим соответствующей лицензии на право обращения с конкретными видами опасных отходов, технологий и оборудования для обезвреживания или утилизации отходов необходимой производительности. 10. Организация реального и объективного первичного учета образования отходов и экологического мониторинга состояния окружающей среды на полигонах для размещения опасных отходов и объектах из обезвреживания. 11. Исключение возможности вывоза на полигоны ТКО отходов 1, 2 и 3 классов опасности посредством внедрения безотходных технологий либо обезвреживание или использование отходов на производственной территории предприятий-владельцев отходов. Обезвреживание и захоронение только тех видов отходов, повторное использование которых на сегодняшний день невозможно по технологическим или экономическим причинам на основе НДТ. 12. Создание в рамках саморегулируемой организации группы компаний, специализирующихся на обращении с разными группами отходов производства, а также сети приемных пунктов для сбора промотходов и вторичного сырья на территории муниципальных образований РБ в целях формирования республиканской системы комплексного управления промышленными отходами. 13. Формирование информационного банка данных по технологиям обезвреживания, использования, сбора, размещения опасных отходов и малоотходным технологиям. 14. Создание и обеспечение функционирования биржи отходов и вторичного сырья в РБ. 15. Обеспечение взаимодействия органов власти, контрольно-надзорных органов, органов местного самоуправления и некоммерческих объединений субъектов предпринимательской деятельности по развитию эффективного рынка работ и услуг в сфере обращения с отходами. 16. Формирование реестра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, проводящих работы или оказывающих услуги в сфере обращения с отходами производства в РБ. 17. Обеспечение органов местного самоуправления, предприятий и субъектов предпринимательской деятельности актуальной информацией об изменении законодательства в области обращения с отходами, о практике правоприменения, о внедрении новых технологий и результатах предпринимательской деятельности в данной сфере; 18. Внесение дополнений в территориальную схему обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами РБ, полной и объективной информации о системе обращения с промышленными отходами на территории республики. 19. Развитие республиканского рынка работ и услуг в сфере обращения с отходами с учетом требований федерального законодательства о защите конкуренции и необходимости внедрения саморегулирования отрасли и поддержки наиболее экологически эффективного и социально-ответственного бизнеса в данной сфере. 20. Повышение комплексной экологической ответственности производителя за безопасное обращение с отходами производства, минимизацию негативного воздействию образующихся отходов на окружающую среду до окончания их жизненного цикла. 21. Прекращение эксплуатации печей сжигания промышленных отходов, эксплуатирующихся в границах городских округов и иных населенных пунктов. 22. Повышение компетентности, объективности и принципиальности экспертных комиссий государственной экологической экспертизы при оценке экологической опасности проектной документации по новым технологиям обращения с отходами, по проектам строительства объектов обезвреживания и размещения отходов. 23.Профилактика коррупциогенных факторов при проведении предприятиями тендеров по передаче промышленных отходов лицензированным коммерческим предприятиям. 24. Активизация общественного экологического контроля в сфере обращения с опасными промышленными отходами. 25. Внесение актуальных изменений и дополнений в республиканскую целевую программу по совершенствованию системы управления отходами в части обращения с отходами производства. 26. Предварительное рассмотрение инвестиционных проектов и иных инновационных предложений в сфере развития системы управления отходами на заседаниях Научно-технического совета, созданного при Минэкологии РБ. 27. Подготовка и поведение III съезда экологических предпринимателей республики 5 июня 2020 года. Председатель СРО НП "Объединениепредпринимателей по рециклингу отходов" А.К. Веселов 23.09.2019
|
Новости
О ЛИКВИДАЦИИ СВАЛОК ОТХОДОВ В БАШКИРИИ
До конца года в Башкирии обещают ликвидировать все неофициальные свалки. 14.07.2024
Опровержение
12.07.2024
О повышении квалификации работников, отвечающих за противодействие коррупции
При необходимости повышения квалификации работников, отвечающих за противодействие коррупции, можно воспользоваться прилагаемым по ссылке предложением Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации 27.04.2024 Взаимодействие с государственными органами
|
|
|
||
разработка сайта TopMaster |