Вы находитесь:   ОПРО Новости Утилизация шин в свете требований природоохранного законодательства

Утилизация шин в свете требований природоохранного законодательства

На европейские страны приходится около 2 млн т (3 млрд шт. отработавших автомобильных шин).

Из этого количества в мире только 23 % отработавших шин находят применение (экспорт в другие страны, сжигание в целях получения энергии, механическое измельчение для покрытия дорог и др.), а оставшиеся 77 % не утилизируют из-за отсутствия рентабельного способа утилизации.

Уровень переработки отработавших шин в различных странах колеблется в пределах от 10 % – 15 % до почти 100 % в Германии, Японии и скандинавских странах. Средний уровень переработки отработавших шин в государствах – членах ЕС составляет 82 %.

Здесь нет данных по Китаю, Индии и Африке.

Например, во Франции 18 % отработавших шин сжигают. 21 % измельчают в крошку. 11 % используют в парках, портах и т.д. Для 46 % находят возможность восстановления, остальные размещают бесконтрольно.

В Японии сжигают около 65 % – 70 % отработавших шин, в Германии – 45 % – 50 %, в Великобритании – 30 %.

В США 115 млн. отработавших шин используют в качестве топлива. Согласно американским данным, теплота сгорания одной шины типичной пассажирской автомашины эквивалентна теплоте сгорания 26,5 л нефти. Применяемая в качестве топлива дробленая автомобильная резина дает на 10 % – 16 % больше тепла, чем каменный уголь. Также отработавшие шины используют при строительстве автомобильных дорог. Кроме того, дороги огораживают шумозащитными стенами, построенными из смеси цемента и измельченной шинной резины. Около 34 млн шин перерабатывают в поверхностные покрытия и другие подобные продукты.

Как показывает мировой опыт обращения с отработавшими шинами, для эффективного решения проблемы их утилизации необходимо принятие специальных законодательных актов как на государственном, так и на местном уровне. Здесь примером может послужить развитие законодательной базы в США. где 48 штатов приняли соответствующие законодательные акты, требовавшие введения в асфальтобетонные дорожные покрытия до 20 % отработавших шин.

В развитых странах в государственном масштабе разработали законодательные акты, в которых предлагалось с производителей и продавцов шин взимать специальный налог, сумма которого зависит от массы шины. Система экономического стимулирования переработки отработавших шин за счет налогов на покупку шин введена в Австрии, Швейцарии, Германии, скандинавских странах. Средства, полученные за счет взимания налогов, аккумулируют в специальных фондах, после чего направляют на финансирование НИОКР и поддержку фирм, занимающихся переработкой отработавших шин.

В США и Западной Европе широко практикуется система государственных грантов на разработку новых перспективных технологических процессов и оборудования. Результатом стало увеличение объемов переработки отработавших шин в государствах – членах ЕС с 38 % в 1992 г. до 63 % в 2000 г., а средний уровень продаж восстановленных шин достиг 46 %. При этом была реализована специальная программа увеличения объемов восстановительного ремонта шин (в первую очередь – шин большегрузных автомобилей и авиационных шин) и производства резиновой крошки, а также прекращения вывоза отработавших шин на полигоны/свалки отходов.

Опыт государств – членов ЕС показал возможность использования различных управленческих подходов к решению указанной проблемы, начиная от полностью свободного рынка до систем с централизованным (государственным) планированием и финансированием. Положительным примером является опыт Швеции, где в 1994 г. было принято постановление правительства об ответственности производителей за сбор и утилизацию отработавших шин. которым основная ответственность за сбор и утилизацию всех отработавших шин была возложена на производителей шин; при этом производители шин имеют возможность самоорганизации в любые административно-правовые структуры.

В Швеции функционируют более 100 пунктов сбора отработавших шин. Конечные потребители платят 0,8 евро за прием отработавшей шины легкового автомобиля и 8 евро за прием отработавшей шины грузового автомобиля, что позволяет финансировать процессы дальнейшей переработки и утилизации отработавших шин. В 2001 г. в Швеции было собрано 62 тыс. т отработавших шин, треть из которых была переработана в резиновую крошку, треть – использована в качестве топлива. За последние 5 лет было собрано 260 тыс. т отработавших шин.

В РФ зарегистрировано более 50 млн. механических транспортных средств, в т.ч. 3,8 млн. грузовых автомобилей. По России ежегодный прирост отработавших шин оценивают приблизительно в 50 млн шт. По данным НИИ шинной промышленности, только в Москве каждый год выводят из эксплуатации до 60 тыс. т автомобильных шин с металлическим кордом (резина – 80%, корд текстильный – 6%, корд металлический – 10 %, проволока – 4 %) и с тканевым кордом (резина – 87 %, корд текстильный – 10 %, проволока – 3 %).

В России подавляющую часть отработавших шин не подвергают ни ремонту, ни переработке. В большинстве российских городов отсутствуют пункты постоянного или временного размещения этих отходов. Поэтому отработавшие автомобильные шины попадают главным образом на рельеф местности, т. е. в основном на обочины дорог в пригородах и на прилегающие к дорогам территории. Также следует отметить, что автомобильный парк в России и соответственно количество отработавших автомобильных шин имеют тенденцию к существенному росту. Поэтому как в близкой, так и в среднесрочной перспективах данная проблема не только не исчезнет, а, напротив, обострится.

Покрышки отработанные относятся к четвертому классу опасности. Данный вид отхода пожароопасен, т.к. имеет высокую степень возгорания и выделения при этом в атмосферу вредных для окружающей среды и организма человека веществ.

По экспертным оценкам на федеральном уровне перерабатывается до 15-20%% изношенных шин.

В республике Башкортостан, по неполным данным, насчитывается около 1,4 млн. механических транспортных средств и прицепов к ним. В том числе 1,23 млн. легковых и 122 тысячи грузовых автомашин, в т.ч. в г. Уфе насчитывается 500000 автомобилей.

По экспертным заниженным оценкам в РБ ежегодно образуется порядка 500000 отработанных покрышек или порядка 10000 тонн. Из этого числа поступают на утилизацию 5-10%%, в основном грузовых покрышек, в т.ч. автомобилей «Газель».

Повторюсь, согласно 89 ФЗ, с изменениями от 1 января 2015 года, республиканский норматив утилизации изношенных шин должен был составлять 20% - в 2017-18 годах, 25% - в 2019 году и 30% в 2020 году.

Изношенные шины от легковых автомобилей индивидуального пользования практически на утилизацию не сдаются и сведений найти об этом не удалось.

Кроме того, в республике, согласно данных Технологического сайта Минсельхоза РФ, зарегистрировано около 95 тыс. самоходных машин и прицепов к ним на колесном ходу. В том числе зарегистрировано:

- на физических лиц – 54,5 тыс. ед.

- на юридических лиц – 40,0 тыс. ед.

Однако установить общие объемы сданных отработанных покрышек от тракторов сельхозмашин ни по юридическим ни по физическим лицам установить не удалось.

Экспертная оценка переработки изношенных шин в республике составляет 10-15%%.

1 января 2015 г. вступили в силу изменения в Федеральный закон 89-ФЗ от 24.06.1998 «Об отходах производства и потребления», которые ввели обязанность производителей и импортеров шин обеспечивать утилизацию изношенных шин, при этом количество шин, подлежащих утилизации в год, определяется Правительством России путем установления нормативов утилизации, которые подлежат пересмотру раз в три года. Норматив утилизации определяется как процент от объема новых товаров, выпущенных в обращение производителями и импортерами. Для производителей шин в настоящее время установлены следующие нормативы: 20% в 2017-2018 гг., 25% в 2019 г. и 30% в 2020 г.

В настоящее время наиболее распространенными видами переработки изношенных шин в мировой практике являются:

  1. Механопереработка – крошка.
    1. Добавление в асфальтобетонную массу для покрытия автодорог, тротуаров и иных городских территорий. Например, в США добавляют резиновую крошку в асфальтовое дорожное покрытие до 20%.
    2. Шумоизоляционные материалы из смеси резиновой крошки и цемента.
    3. Изготовление резиново-битумных покрытий для покрытия крыш, изоляции труб водотеплоснабжения большого диаметра и т.д.
    4. Изготовление плитки, брусчатки.
    5. Покрытие спортивных и детских площадок различной цветовой гаммы.
    6. Металлический корд используется для производства и выплавки стали, добавления в бетон и т.д.
    7. Текстильный корд используется для утепления домов, гаражей, погребов, чердаков, а также для тампонирования скважин.

 

  1.  
  1. Азотно-криогенная (-110 оС) механопереработка с получением резиновой крошки высокого качества.

2.1 Металлический корд используется для производства и выплавки стали, добавления в бетон и т.д.

  1. Механопереработка – куски размером 5х5 см и более для сжигания в специальных печах.
  2. Использование в качестве топлива в специальных печах для получения товарной теплоэнергии. Например, одна покрышка от автомобиля типа КАМАЗ эквивалентна сжиганию 26 литров нефти.
  3. Регенерация – механо-химическая переработка. Получаемое сырье – сырая (жидкая) резина.
  4. Восстановление покрышек, преимущественно грузовых.
  5. Пиролиз – на специальном лицензионном термоваккумном оборудовании. Получаемое сырье – товарная сажа и пиролизная жидкость, применяется в качестве печного топлива.
  6. Использование отработанных шин в парках, детских площадках, укрепления берегов рек, озер, откосов, оврагов, склонов и т.д.

Как указано выше, за рубежом на первом месте стоит сжигание шин в специальных печах с получением товарной тепловой энергии – до 40-45%%. Далее следует получение резиновой крошки, с дальнейшим добавлением в асфальтобетонное покрытие – до 30 %, восстановление шин – 12% и укрепление откосов – 11%.

Для заметного улучшения положения дел в вопросе сбора и утилизации изношенных шин в республике выносятся следующие предложения:

 

  1. Минэкологии РБ периодически публиковать в СМИ данные о предприятиях, сдавших на утилизацию ТБО, в т.ч. изношенные шины.
  2. Для активизации работы по сдаче изношенных шин индивидуальными владельцами автотранспорта, в т.ч. легкового и грузового, просить основные экологические предприятия города войти с ходатайством в Администрацию ГО г. Уфа и на конкурсной основе создать по одному приемному пункту изношенных шин в каждом районе города на основе частно-государственного партнерства.
  3. Курултаю РБ рассмотреть вопрос Законодательного обеспечения добавления резиновой крошки в асфальтобетонную массу для строительства республиканских и местных дорог, а также пешеходных дорожек.
  4. Просить Уфимский государственный нефтяной технический университет (УГНТУ) и АО «Институт нефтехимпереработки» изучить вопрос практического применения резиновой крошки в асфальтобетонной смеси для дорожного покрытия.
  5. Просить кабинет Министров обязать подведомственные министерства и ведомства вести учет сданных на утилизацию ТБО, в т.ч. изношенные шины.
  6. Просить Кабинет Министров РБ рассмотреть вопрос повышения экономической заинтересованности предпринимателей, занимающихся получением резиновой крошки, что позволит активизировать переработку изношенных шин предприятиями.
  7. Предложить Госинспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Минсельхоза РФ по РБ и Западно-Уральскому межрегиональному управлению государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (Западно-Уральское МУГАДН) (г. Уфа) вести учет сданных отработанных шин.

 

 

ООО «БашЭкоВторШина»

25.02.2020

Новости
Проект полигона для нефтешламов в Альшеевском районе

Технологический комплекс по обращению с производственными отходами в нескольких километрах от села Кармышево в Альшеевском районе Башкирии планирует построить ООО «Башнефть-Добыча»

30.03.2020
«Глаза в глаза». Александр ВЕСЕЛОВ:«Мы не живем, мы – доживаем…»

Это случилось ровно тридцать лет назад. Именно в конце марта 1990 года Уфа стала на карте СССР адресом крупного техногенного ЧП – заражения системы питьевого водоснабжения крупного промышленного мегаполиса фенольными соединениями предприятия союзного значения «Химпром».

23.03.2020
Страницы: 1 | 2 | 3 | 4 | 5
Взаимодействие с государственными органами

Камское   бассейновое  водное  управление

Управление Росприроднадзора по РБ


разработка сайта TopMaster