![](/netcat_files/userfiles/original.jpg)
На европейские страны приходится около 2 млн т (3 млрд шт. отработавших автомобильных шин).
Из этого количества в мире только 23 % отработавших шин находят применение (экспорт в другие страны, сжигание в целях получения энергии, механическое измельчение для покрытия дорог и др.), а оставшиеся 77 % не утилизируют из-за отсутствия рентабельного способа утилизации.
Уровень переработки отработавших шин в различных странах колеблется в пределах от 10 % – 15 % до почти 100 % в Германии, Японии и скандинавских странах. Средний уровень переработки отработавших шин в государствах – членах ЕС составляет 82 %.
Здесь нет данных по Китаю, Индии и Африке.
Например, во Франции 18 % отработавших шин сжигают. 21 % измельчают в крошку. 11 % используют в парках, портах и т.д. Для 46 % находят возможность восстановления, остальные размещают бесконтрольно.
В Японии сжигают около 65 % – 70 % отработавших шин, в Германии – 45 % – 50 %, в Великобритании – 30 %.
В США 115 млн. отработавших шин используют в качестве топлива. Согласно американским данным, теплота сгорания одной шины типичной пассажирской автомашины эквивалентна теплоте сгорания 26,5 л нефти. Применяемая в качестве топлива дробленая автомобильная резина дает на 10 % – 16 % больше тепла, чем каменный уголь. Также отработавшие шины используют при строительстве автомобильных дорог. Кроме того, дороги огораживают шумозащитными стенами, построенными из смеси цемента и измельченной шинной резины. Около 34 млн шин перерабатывают в поверхностные покрытия и другие подобные продукты.
Как показывает мировой опыт обращения с отработавшими шинами, для эффективного решения проблемы их утилизации необходимо принятие специальных законодательных актов как на государственном, так и на местном уровне. Здесь примером может послужить развитие законодательной базы в США. где 48 штатов приняли соответствующие законодательные акты, требовавшие введения в асфальтобетонные дорожные покрытия до 20 % отработавших шин.
В развитых странах в государственном масштабе разработали законодательные акты, в которых предлагалось с производителей и продавцов шин взимать специальный налог, сумма которого зависит от массы шины. Система экономического стимулирования переработки отработавших шин за счет налогов на покупку шин введена в Австрии, Швейцарии, Германии, скандинавских странах. Средства, полученные за счет взимания налогов, аккумулируют в специальных фондах, после чего направляют на финансирование НИОКР и поддержку фирм, занимающихся переработкой отработавших шин.
В США и Западной Европе широко практикуется система государственных грантов на разработку новых перспективных технологических процессов и оборудования. Результатом стало увеличение объемов переработки отработавших шин в государствах – членах ЕС с 38 % в 1992 г. до 63 % в 2000 г., а средний уровень продаж восстановленных шин достиг 46 %. При этом была реализована специальная программа увеличения объемов восстановительного ремонта шин (в первую очередь – шин большегрузных автомобилей и авиационных шин) и производства резиновой крошки, а также прекращения вывоза отработавших шин на полигоны/свалки отходов.
Опыт государств – членов ЕС показал возможность использования различных управленческих подходов к решению указанной проблемы, начиная от полностью свободного рынка до систем с централизованным (государственным) планированием и финансированием. Положительным примером является опыт Швеции, где в 1994 г. было принято постановление правительства об ответственности производителей за сбор и утилизацию отработавших шин. которым основная ответственность за сбор и утилизацию всех отработавших шин была возложена на производителей шин; при этом производители шин имеют возможность самоорганизации в любые административно-правовые структуры.
В Швеции функционируют более 100 пунктов сбора отработавших шин. Конечные потребители платят 0,8 евро за прием отработавшей шины легкового автомобиля и 8 евро за прием отработавшей шины грузового автомобиля, что позволяет финансировать процессы дальнейшей переработки и утилизации отработавших шин. В 2001 г. в Швеции было собрано 62 тыс. т отработавших шин, треть из которых была переработана в резиновую крошку, треть – использована в качестве топлива. За последние 5 лет было собрано 260 тыс. т отработавших шин.
В РФ зарегистрировано более 50 млн. механических транспортных средств, в т.ч. 3,8 млн. грузовых автомобилей. По России ежегодный прирост отработавших шин оценивают приблизительно в 50 млн шт. По данным НИИ шинной промышленности, только в Москве каждый год выводят из эксплуатации до 60 тыс. т автомобильных шин с металлическим кордом (резина – 80%, корд текстильный – 6%, корд металлический – 10 %, проволока – 4 %) и с тканевым кордом (резина – 87 %, корд текстильный – 10 %, проволока – 3 %).
В России подавляющую часть отработавших шин не подвергают ни ремонту, ни переработке. В большинстве российских городов отсутствуют пункты постоянного или временного размещения этих отходов. Поэтому отработавшие автомобильные шины попадают главным образом на рельеф местности, т. е. в основном на обочины дорог в пригородах и на прилегающие к дорогам территории. Также следует отметить, что автомобильный парк в России и соответственно количество отработавших автомобильных шин имеют тенденцию к существенному росту. Поэтому как в близкой, так и в среднесрочной перспективах данная проблема не только не исчезнет, а, напротив, обострится.
Покрышки отработанные относятся к четвертому классу опасности. Данный вид отхода пожароопасен, т.к. имеет высокую степень возгорания и выделения при этом в атмосферу вредных для окружающей среды и организма человека веществ.
По экспертным оценкам на федеральном уровне перерабатывается до 15-20%% изношенных шин.
В республике Башкортостан, по неполным данным, насчитывается около 1,4 млн. механических транспортных средств и прицепов к ним. В том числе 1,23 млн. легковых и 122 тысячи грузовых автомашин, в т.ч. в г. Уфе насчитывается 500000 автомобилей.
По экспертным заниженным оценкам в РБ ежегодно образуется порядка 500000 отработанных покрышек или порядка 10000 тонн. Из этого числа поступают на утилизацию 5-10%%, в основном грузовых покрышек, в т.ч. автомобилей «Газель».
Повторюсь, согласно 89 ФЗ, с изменениями от 1 января 2015 года, республиканский норматив утилизации изношенных шин должен был составлять 20% - в 2017-18 годах, 25% - в 2019 году и 30% в 2020 году.
Изношенные шины от легковых автомобилей индивидуального пользования практически на утилизацию не сдаются и сведений найти об этом не удалось.
Кроме того, в республике, согласно данных Технологического сайта Минсельхоза РФ, зарегистрировано около 95 тыс. самоходных машин и прицепов к ним на колесном ходу. В том числе зарегистрировано:
- на физических лиц – 54,5 тыс. ед.
- на юридических лиц – 40,0 тыс. ед.
Однако установить общие объемы сданных отработанных покрышек от тракторов сельхозмашин ни по юридическим ни по физическим лицам установить не удалось.
Экспертная оценка переработки изношенных шин в республике составляет 10-15%%.
1 января 2015 г. вступили в силу изменения в Федеральный закон 89-ФЗ от 24.06.1998 «Об отходах производства и потребления», которые ввели обязанность производителей и импортеров шин обеспечивать утилизацию изношенных шин, при этом количество шин, подлежащих утилизации в год, определяется Правительством России путем установления нормативов утилизации, которые подлежат пересмотру раз в три года. Норматив утилизации определяется как процент от объема новых товаров, выпущенных в обращение производителями и импортерами. Для производителей шин в настоящее время установлены следующие нормативы: 20% в 2017-2018 гг., 25% в 2019 г. и 30% в 2020 г.
В настоящее время наиболее распространенными видами переработки изношенных шин в мировой практике являются:
- Механопереработка – крошка.
- Добавление в асфальтобетонную массу для покрытия автодорог, тротуаров и иных городских территорий. Например, в США добавляют резиновую крошку в асфальтовое дорожное покрытие до 20%.
- Шумоизоляционные материалы из смеси резиновой крошки и цемента.
- Изготовление резиново-битумных покрытий для покрытия крыш, изоляции труб водотеплоснабжения большого диаметра и т.д.
- Изготовление плитки, брусчатки.
- Покрытие спортивных и детских площадок различной цветовой гаммы.
- Металлический корд используется для производства и выплавки стали, добавления в бетон и т.д.
- Текстильный корд используется для утепления домов, гаражей, погребов, чердаков, а также для тампонирования скважин.
-
- Азотно-криогенная (-110 оС) механопереработка с получением резиновой крошки высокого качества.
2.1 Металлический корд используется для производства и выплавки стали, добавления в бетон и т.д.
- Механопереработка – куски размером 5х5 см и более для сжигания в специальных печах.
- Использование в качестве топлива в специальных печах для получения товарной теплоэнергии. Например, одна покрышка от автомобиля типа КАМАЗ эквивалентна сжиганию 26 литров нефти.
- Регенерация – механо-химическая переработка. Получаемое сырье – сырая (жидкая) резина.
- Восстановление покрышек, преимущественно грузовых.
- Пиролиз – на специальном лицензионном термоваккумном оборудовании. Получаемое сырье – товарная сажа и пиролизная жидкость, применяется в качестве печного топлива.
- Использование отработанных шин в парках, детских площадках, укрепления берегов рек, озер, откосов, оврагов, склонов и т.д.
Как указано выше, за рубежом на первом месте стоит сжигание шин в специальных печах с получением товарной тепловой энергии – до 40-45%%. Далее следует получение резиновой крошки, с дальнейшим добавлением в асфальтобетонное покрытие – до 30 %, восстановление шин – 12% и укрепление откосов – 11%.
Для заметного улучшения положения дел в вопросе сбора и утилизации изношенных шин в республике выносятся следующие предложения:
- Минэкологии РБ периодически публиковать в СМИ данные о предприятиях, сдавших на утилизацию ТБО, в т.ч. изношенные шины.
- Для активизации работы по сдаче изношенных шин индивидуальными владельцами автотранспорта, в т.ч. легкового и грузового, просить основные экологические предприятия города войти с ходатайством в Администрацию ГО г. Уфа и на конкурсной основе создать по одному приемному пункту изношенных шин в каждом районе города на основе частно-государственного партнерства.
- Курултаю РБ рассмотреть вопрос Законодательного обеспечения добавления резиновой крошки в асфальтобетонную массу для строительства республиканских и местных дорог, а также пешеходных дорожек.
- Просить Уфимский государственный нефтяной технический университет (УГНТУ) и АО «Институт нефтехимпереработки» изучить вопрос практического применения резиновой крошки в асфальтобетонной смеси для дорожного покрытия.
- Просить кабинет Министров обязать подведомственные министерства и ведомства вести учет сданных на утилизацию ТБО, в т.ч. изношенные шины.
- Просить Кабинет Министров РБ рассмотреть вопрос повышения экономической заинтересованности предпринимателей, занимающихся получением резиновой крошки, что позволит активизировать переработку изношенных шин предприятиями.
- Предложить Госинспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Минсельхоза РФ по РБ и Западно-Уральскому межрегиональному управлению государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (Западно-Уральское МУГАДН) (г. Уфа) вести учет сданных отработанных шин.
ООО «БашЭкоВторШина»