Вы находитесь: ОПРО Новости Утилизация шин в свете требований природоохранного законодательстваУтилизация шин в свете требований природоохранного законодательстваНа европейские страны приходится около 2 млн т (3 млрд шт. отработавших автомобильных шин). Из этого количества в мире только 23 % отработавших шин находят применение (экспорт в другие страны, сжигание в целях получения энергии, механическое измельчение для покрытия дорог и др.), а оставшиеся 77 % не утилизируют из-за отсутствия рентабельного способа утилизации. Уровень переработки отработавших шин в различных странах колеблется в пределах от 10 % – 15 % до почти 100 % в Германии, Японии и скандинавских странах. Средний уровень переработки отработавших шин в государствах – членах ЕС составляет 82 %. Здесь нет данных по Китаю, Индии и Африке. Например, во Франции 18 % отработавших шин сжигают. 21 % измельчают в крошку. 11 % используют в парках, портах и т.д. Для 46 % находят возможность восстановления, остальные размещают бесконтрольно. В Японии сжигают около 65 % – 70 % отработавших шин, в Германии – 45 % – 50 %, в Великобритании – 30 %. В США 115 млн. отработавших шин используют в качестве топлива. Согласно американским данным, теплота сгорания одной шины типичной пассажирской автомашины эквивалентна теплоте сгорания 26,5 л нефти. Применяемая в качестве топлива дробленая автомобильная резина дает на 10 % – 16 % больше тепла, чем каменный уголь. Также отработавшие шины используют при строительстве автомобильных дорог. Кроме того, дороги огораживают шумозащитными стенами, построенными из смеси цемента и измельченной шинной резины. Около 34 млн шин перерабатывают в поверхностные покрытия и другие подобные продукты. Как показывает мировой опыт обращения с отработавшими шинами, для эффективного решения проблемы их утилизации необходимо принятие специальных законодательных актов как на государственном, так и на местном уровне. Здесь примером может послужить развитие законодательной базы в США. где 48 штатов приняли соответствующие законодательные акты, требовавшие введения в асфальтобетонные дорожные покрытия до 20 % отработавших шин. В развитых странах в государственном масштабе разработали законодательные акты, в которых предлагалось с производителей и продавцов шин взимать специальный налог, сумма которого зависит от массы шины. Система экономического стимулирования переработки отработавших шин за счет налогов на покупку шин введена в Австрии, Швейцарии, Германии, скандинавских странах. Средства, полученные за счет взимания налогов, аккумулируют в специальных фондах, после чего направляют на финансирование НИОКР и поддержку фирм, занимающихся переработкой отработавших шин. В США и Западной Европе широко практикуется система государственных грантов на разработку новых перспективных технологических процессов и оборудования. Результатом стало увеличение объемов переработки отработавших шин в государствах – членах ЕС с 38 % в 1992 г. до 63 % в 2000 г., а средний уровень продаж восстановленных шин достиг 46 %. При этом была реализована специальная программа увеличения объемов восстановительного ремонта шин (в первую очередь – шин большегрузных автомобилей и авиационных шин) и производства резиновой крошки, а также прекращения вывоза отработавших шин на полигоны/свалки отходов. Опыт государств – членов ЕС показал возможность использования различных управленческих подходов к решению указанной проблемы, начиная от полностью свободного рынка до систем с централизованным (государственным) планированием и финансированием. Положительным примером является опыт Швеции, где в 1994 г. было принято постановление правительства об ответственности производителей за сбор и утилизацию отработавших шин. которым основная ответственность за сбор и утилизацию всех отработавших шин была возложена на производителей шин; при этом производители шин имеют возможность самоорганизации в любые административно-правовые структуры. В Швеции функционируют более 100 пунктов сбора отработавших шин. Конечные потребители платят 0,8 евро за прием отработавшей шины легкового автомобиля и 8 евро за прием отработавшей шины грузового автомобиля, что позволяет финансировать процессы дальнейшей переработки и утилизации отработавших шин. В 2001 г. в Швеции было собрано 62 тыс. т отработавших шин, треть из которых была переработана в резиновую крошку, треть – использована в качестве топлива. За последние 5 лет было собрано 260 тыс. т отработавших шин. В РФ зарегистрировано более 50 млн. механических транспортных средств, в т.ч. 3,8 млн. грузовых автомобилей. По России ежегодный прирост отработавших шин оценивают приблизительно в 50 млн шт. По данным НИИ шинной промышленности, только в Москве каждый год выводят из эксплуатации до 60 тыс. т автомобильных шин с металлическим кордом (резина – 80%, корд текстильный – 6%, корд металлический – 10 %, проволока – 4 %) и с тканевым кордом (резина – 87 %, корд текстильный – 10 %, проволока – 3 %). В России подавляющую часть отработавших шин не подвергают ни ремонту, ни переработке. В большинстве российских городов отсутствуют пункты постоянного или временного размещения этих отходов. Поэтому отработавшие автомобильные шины попадают главным образом на рельеф местности, т. е. в основном на обочины дорог в пригородах и на прилегающие к дорогам территории. Также следует отметить, что автомобильный парк в России и соответственно количество отработавших автомобильных шин имеют тенденцию к существенному росту. Поэтому как в близкой, так и в среднесрочной перспективах данная проблема не только не исчезнет, а, напротив, обострится. Покрышки отработанные относятся к четвертому классу опасности. Данный вид отхода пожароопасен, т.к. имеет высокую степень возгорания и выделения при этом в атмосферу вредных для окружающей среды и организма человека веществ. По экспертным оценкам на федеральном уровне перерабатывается до 15-20%% изношенных шин. В республике Башкортостан, по неполным данным, насчитывается около 1,4 млн. механических транспортных средств и прицепов к ним. В том числе 1,23 млн. легковых и 122 тысячи грузовых автомашин, в т.ч. в г. Уфе насчитывается 500000 автомобилей. По экспертным заниженным оценкам в РБ ежегодно образуется порядка 500000 отработанных покрышек или порядка 10000 тонн. Из этого числа поступают на утилизацию 5-10%%, в основном грузовых покрышек, в т.ч. автомобилей «Газель». Повторюсь, согласно 89 ФЗ, с изменениями от 1 января 2015 года, республиканский норматив утилизации изношенных шин должен был составлять 20% - в 2017-18 годах, 25% - в 2019 году и 30% в 2020 году. Изношенные шины от легковых автомобилей индивидуального пользования практически на утилизацию не сдаются и сведений найти об этом не удалось. Кроме того, в республике, согласно данных Технологического сайта Минсельхоза РФ, зарегистрировано около 95 тыс. самоходных машин и прицепов к ним на колесном ходу. В том числе зарегистрировано: - на физических лиц – 54,5 тыс. ед. - на юридических лиц – 40,0 тыс. ед. Однако установить общие объемы сданных отработанных покрышек от тракторов сельхозмашин ни по юридическим ни по физическим лицам установить не удалось. Экспертная оценка переработки изношенных шин в республике составляет 10-15%%. 1 января 2015 г. вступили в силу изменения в Федеральный закон 89-ФЗ от 24.06.1998 «Об отходах производства и потребления», которые ввели обязанность производителей и импортеров шин обеспечивать утилизацию изношенных шин, при этом количество шин, подлежащих утилизации в год, определяется Правительством России путем установления нормативов утилизации, которые подлежат пересмотру раз в три года. Норматив утилизации определяется как процент от объема новых товаров, выпущенных в обращение производителями и импортерами. Для производителей шин в настоящее время установлены следующие нормативы: 20% в 2017-2018 гг., 25% в 2019 г. и 30% в 2020 г. В настоящее время наиболее распространенными видами переработки изношенных шин в мировой практике являются:
2.1 Металлический корд используется для производства и выплавки стали, добавления в бетон и т.д.
Как указано выше, за рубежом на первом месте стоит сжигание шин в специальных печах с получением товарной тепловой энергии – до 40-45%%. Далее следует получение резиновой крошки, с дальнейшим добавлением в асфальтобетонное покрытие – до 30 %, восстановление шин – 12% и укрепление откосов – 11%. Для заметного улучшения положения дел в вопросе сбора и утилизации изношенных шин в республике выносятся следующие предложения:
ООО «БашЭкоВторШина» 25.02.2020
|
Новости
О ЛИКВИДАЦИИ СВАЛОК ОТХОДОВ В БАШКИРИИ
До конца года в Башкирии обещают ликвидировать все неофициальные свалки. 14.07.2024
Опровержение
12.07.2024
О повышении квалификации работников, отвечающих за противодействие коррупции
При необходимости повышения квалификации работников, отвечающих за противодействие коррупции, можно воспользоваться прилагаемым по ссылке предложением Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации 27.04.2024 Взаимодействие с государственными органами
|
|
|
||
разработка сайта TopMaster |