Вы находитесь: ОПРО Новости Экология должна стать престижной?Экология должна стать престижной?В июле этого года прошло заседание Президиума Государственного Совета РФ, где в числе прочих рассматривался вопрос о дальнейшей передаче полномочий от федерации в регионы в части природопользования и охраны окружающей среды . Принято «соломоново решение» о проведении предварительного эксперимента на базе г. Москвы и Пермского края, одновременно сделав анализ эффективности реализации уже переданных регионам полномочий и организовав общественные обсуждения данной проблемы в рамках проекта «Открытое правительство». Приглашаю читателей обсудить этот вопрос и для основы обсуждения предлагаю свою, может быть не бесспорную, точку зрения.
В соответствии со ст. 72 Конституции РФ вопросы природопользования, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Тем не менее, практика развития федерального законодательства с 2000 года пошла по тупиковому пути разделения полномочий в этой сфере, имеющей прямое отношение и затрагивающей жизненно важные интересы абсолютно всего населения. Если до 2000 года в России довольно успешно действовал Госкомитет по экологии РФ, чьи территориальные подразделения имели двойное подчинение (федеральному центру и правительству соответствующего региона), то далее регионам позволили создавать собственные министерства и ведомства, подчиняющиеся исключительно местным политикам и слабо реагирующие на федеральные природоохранные структуры. При этом разрешительные функции на выбросы в атмосферу, сбросы сточных вод в водные объекты, размещение отходов, лицензирование в области обращения с отходами осталось полностью за Росприроднадзором,, как и государственный экологический надзор за крупными предприятиями. Основная же часть - мелкие природопользователи осталась за контролем со стороны региональных природоохранных министерств и ведомств. При этом очевидно, что добиться хотя бы стабилизации экологической ситуации невозможно, осуществляя контроль за отдельными предприятиями на двух самостоятельных уровнях, тогда как охраной природных комплексов и территорий не занимается ни один государственный орган. Отсутствие комплексности управления природопользованием и обеспечением экологической безопасности в России приводит к повсеместной деградации окружающей среды, росту экологически обусловленной заболеваемости и преждевременной смертности населения. Поэтому Федеральной службе по надзору в сфере природопользования требуется особый статус и это должен быть единый с субъектами федерации государственный надзорный орган по аналогии с Роспотребнадзором, МЧС России, МВД РФ и другими федеральными структурами, не имеющими разделения функций с региональными органами власти, но довольно успешно выполняющими эти функции. Наметившаяся тенденция по продолжению передачи федеральных полномочий в сфере природопользования региональным органам власти приведет лишь к усугублению экологической ситуации, поскольку уровень коррупции на местах неизмеримо выше федерального и степень местного административного влияния на принятие решений региональными природоохранными органами на порядок существеннее. Примером может служить невозможность или неэффективность проверок Росприроднадзором уже переданных субъектам федерации полномочий в области предоставления водных объектов, управления лесами , общераспространенными полезными ископаемыми, использованием животного мира в ряде регионов России. Прежде чем реализовывать очередной шаг по передаче экологических функций в регионы федеральной властям желательно оценить как выполняются уже переданные функции . Даже поверхностный предварительный анализ, увы. показывает печальную картину. К примеру, предоставление регионам права выдавать разрешения на водопользование привело к почти повсеместной застройке берегов водных объектов коммерческими и частными базами и коттеджами, и для населения возникла проблема доступа к воде. Так в Республике Башкортостан частному предпринимателю предоставлена для рекреационного использования вся река Ашаеш от истоков до устья, берега озер и водохранилищ ( Якты –Куль, Павловское водохранилище и др.) или уже застроены или процесс застройки идет полным ходом, причем без канализования и очистки сточных вод . На территории региональных природных парков «Кандры-Куль» и «Аслы-Куль» построены без согласования с дирекцией парков горно-лыжный комплекс и коттеджный поселок соответственно , и есть тенденция дальнейшего строительства в ущерб природе и населению. Передача регионам функций управления гослесфондом, с одной стороны, позволила организовать работы по тушению лесных пожаров, с другой стороны, стали резко сокращаться площади хвойных, дубовых и липовых лесов при отсутствии лесовосстановительных работ в объемах их вырубки. Передача функций управления городскими лесами привела к раздаче властями в субъектах федерации парков, скверов и аллей под коммерческую застройку. В Уфе, к примеру, полным ходом идет снос полноценных и здоровых лип, тополей, берез при расширении уличных автодорог, якобы, для оптимизации движения транспорта. При этом экологический эффект таких действий имеет знак « минус» при массовых протесах жителей. Может быть, распоряжение местными властями добычей общераспространенных полезных ископаемых является образцовым?. Увы, большинство карьеров песчано-гравийной смеси не имеют разрешительных документов, но ,,, эксплуатируются и коммерсанты за наличные деньги массово продают ПГС застройщикам. Кстати, обмеление реки Белой в районе города Уфы имеет одной из причин как раз разработку десятков русловых и пойменных карьеров. Региональные власти всех субъектов федерации уверяют органы статистики, что численность охотничьих промысловых животных и птиц увеличивается, при этом как-то скромно умалчивая про достоверность и объективность способов этого учета. То есть, сами дают разрешения на отстрел объектов охоты десяткам тысяч охотников и сами же себя контролируют, рисуя красивые цифры , характеризующие «богатство» фауны в своих регионах. Однако , туристы наблюдают иную картину: все реже можно встретить в лесах к при меру лося и кабана, резко сократилась численность боровой дичи, зайца-русака. Не выдерживает критики и объективность проведения государственной экологической экспертизы в регионах. К сожалению, численность Федеральной службы по надзору в сфере природопользования при наличии больших полномочий не соответствует напряженной экологической ситуации, а муниципальный экологический контроль, эффективно работающий в европейских странах, в России отменен с 2002 года. В общем, даже эта неэффективная система управления рациональным природопользованием и охраной окружающей среды в России находится на грани полного краха, и окончательно добьет природу, как основу жизни местного населения, решение о передаче оставшихся у федерального центра экологических функций на места , а эта сфера станет самой коррупциогенной в нашей стране. Утвержденные Президентом РФ Д.А. Медведевым 30 апреля 2012 года «Основы государственной политики в области экологического развития до 2030 года», увы, не являются нормативным актом, но тем не менее весьма желательно направить этот документ в субъекты федерации для разработки соответствующих региональных концептуальных законов об экологической политике, что , вкупе с разработкой федеральным министерством природопользования и экологии национального плана действий , даст механизм реализации Основ. Вызывают неоднозначное отношение и новаторски е решения в области управления отходами. С 29 июня сего года с вступлением в законную силу изменений в действующий федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» отменено лицензирование на сбор и использование опасных отходов , что неизбежно приведет к резкому росту теневого рынка отходов и мы получим неизмеримо больше е число несанкционированных свалок и захоронений опасных веществ и материалов. Однако нужно отметить парадокс- законодатель оставил в силе положение ст. 4 ФЗ «Об отходах производства и потребления», обязывающее владельца опасных отходов передавать их только лицензированным организациям, имеющим возможность обезвреживания или захоронения данных отходов, а действующее положение о лицензировании все еще включает все пять видов обращения с отходами. В Государственной Думе РФ подготовлен на второе чтение согласованный с заинтересованными сторонами законопроект, дающий механизм экономического стимулирования в обращении с отходами. , включая перевод лицензирования обращения с отходами в форму допуска саморегулирующей организации. При этом должен быть введен утилизационный сбор для изделий и материалов, отслуживших свой срок и их упаковки на всю ввозимую в РФ и изготовляемую в стране продукцию, по аналогии с уже введенным с 1 сентября 2012 года порядком сбора на авторециклинг. В идеальном плане из этих средств под управлением национального оператора по обращению с отходами будет финансироваться формирующаяся отрасль отходов в части разработки и внедрения новых технологий, реализации пилотных проектов и т.д. Право утверждения норм образования отходов передается органам местного самоуправления , а ответственностью за вывоз и размещение твердых бытовых отходов органы местного самоуправления поделятся с органами власти регионов. Данный законопроект вносит изменения в ряд действующих законов и со следующего года управления отходами в России должно стать весьма выгодным бизнесом, имеющим значимый экологический и экономический эффект. Однако в деле охраны природы накопилось столько нерешенных проблем , требующих правового регулирования и политической воли, что требуется обсудить ситуацию и выработать консолидирующую позицию в рамках всероссийского политического мероприятия . Последний, третий по счету, Всероссийский съезд по охране природы был проведен в 2003 году в Саратове. С учетом острой необходимости в коренном переломе отношения к экологии в России со стороны всех уровней власти, бизнеса и широких слоев общественности, с целью формирования адекватной политики в этой жизненно важной сфере есть необходимость начать под руководством федерального министерства подготовку 4-го Всероссийского съезда по охране природы.
А.К. Веселов, председатель Союза экологов Республики Башкортостан, председатель Ассоциации по отходам производства и потребления РБ
23.09.2019
|
Новости
О ЛИКВИДАЦИИ СВАЛОК ОТХОДОВ В БАШКИРИИ
До конца года в Башкирии обещают ликвидировать все неофициальные свалки. 14.07.2024
Опровержение
12.07.2024
О повышении квалификации работников, отвечающих за противодействие коррупции
При необходимости повышения квалификации работников, отвечающих за противодействие коррупции, можно воспользоваться прилагаемым по ссылке предложением Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации 27.04.2024 Взаимодействие с государственными органами
|
|
|
||
разработка сайта TopMaster |