Вы находитесь:   ОПРО Новости Экология и криминал в современной России. Доклад-тезисы Веселова А.К.

Экология и криминал в современной России. Доклад-тезисы Веселова А.К.

Тезисы.

             Экология и криминал в современной России 

         Правоохранительные органы России начали заниматься профилактикой коррупции в сфере охраны окружающей среды.  Приведу лишь несколько недавних примеров. В Нижегородской области перед судом предстанет бывший руководитель Росприроднадзора по ПФО, обвиняемый во взяточничестве. В Ульяновской области зафиксировано превышение полномочий в управлении Росприроднадзора .В Оренбурге за коррупцию осуждён экс-сотрудник Росприроднадзора.

         При этом,   стоимость   природных  ресурсов   России    превышает  в  миллионы   раз     балансовую   стоимость     всей  экономической  инфраструктуры  страны, в  природоохранной   сфере   обращаются  миллиарды  рублей, и эта   сфера   остается  без  должного  внимания   правоохранительных  органов.
         24 июня 2022г. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации утвержден «Обзор практики применения судами положений главы 26 Уголовного кодекса Российской Федерации об экологических преступлениях". 
         Статьей 42 Конституции Российской Федерации гарантировано право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Проанализируем,  как выполняются требования данной статьи при отправлении правосудия в России. 
1. ОБЩИЕ ДАННЫЕ 
Согласно данным Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, доля дел об экологических преступлениях (глава 26, статьи 246 - 262 Уголовного кодекса РФ) в общей структуре уголовных дел, поступающих в суды, составила в 2019 г. 1,2%, в 2020 г. - 1,3%, в 2021 году - 1,3%. За последние три года за такие преступления было осуждено 17 431 лицо. При этом число осужденных за эти преступления в 2021 г. по сравнению с 2019 г. сократилось на 4%. 
         То есть, при огромной массе латентной экологической преступности в России - ее доля в общей структуре преступности не растет, а число осужденных сокращается, что указывает на дефицит политической воли государства в борьбе с экологическими преступлениями. 

2. СТРУКТУРА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПРЕСТУПНОСТИ В РФ: 
49,2% от всех осужденных за экологические преступления составили лица, признанные виновными в незаконной рубке лесных насаждений (статья 260 УК РФ) 
39,4% -за незаконную добычу (вылов) водных биологических ресурсов по статье 256 УК РФ 
5,2% -за незаконную охоту по статье 258 УК РФ 
4,9% - за незаконные добычу и оборот особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации, по статье 258.1 УК РФ 
Доля судимости по иным 14 статьям главы 26 УК РФ незначительна и составляет 10,3%. 

3. Характер приговоров:
-обязательные работы - 22,5%, 
-штраф - 12,8%, 
-исправительные работы - 5,8%. 
-лишение свободы условно 47,5% 
-лишение свободы с его реальным отбыванием -5,7% 
В отношении 13 608 лиц уголовные дела были прекращены по нереабилитирующим основаниям (79%). Из них 9 505 лиц были освобождены от уголовной ответственности с назначением судебного штрафа. 
Оправдательные приговоры постановлены судами за указанный период в отношении 26 лиц, обвинявшихся в совершении экологических преступлений. В отношении 28 лиц уголовные дела были прекращены за отсутствием события или состава преступления либо в связи с непричастностью к преступлению. 
Указанное доказывает исключительную мягкость судов к преступлениям природоохранной направленности. 


4. КОРРУПЦИЯ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ 
Формами коррупции в данной сфере могут быть: 
- злоупотребление служебным положением; 
- дача и получение взятки; 
-превышение служебных полномочий; 
- коммерческий подкуп; 
- иное незаконное использование своего должностного положения. 
В сфере экологии и природопользования к основным коррупционным рискам относятся следующие функции чиновников: 
-оформление и выдача разрешений на природопользование и на воздействие на окружающую среду; 
- оформление и выдача лицензий на обращение с отходами; 
-проведение государственной экологической и градостроительной экспертизы; 
-администрирование платежей за негативное воздействие на окружающую среду; 
-проведение экологического надзора и применение санкций по его результатам. 
ОДНАКО ОФИЦИАЛЬНОЙ СТАТИСТИКИ  ПО ДАННОМУ  ВИДУ КОРРУПЦИОННЫХ  ДЕЛ  НЕТ НИ В ПРОКУРОРСКОМ  НАДЗОРЕ, НИ В ПРАВОСУДИИ. Есть только единичная информация. 
К примеру, после аварийного сброса нефти в водный объект «Норникелем» привлечено к уголовной ответственности около 50 человек, включая должностных лиц надзорных органов. 
Одним из инструментов борьбы с коррупцией, в том числе и в данной сфере правоотношений, является обязанность чиновников размещать информацию своих доходах и расходах на сайтах органов власти. В соответствие  со статьей 8 Закона РФ от 25.12.2008 № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" должностные лица федеральных и региональных органов власти, а также муниципальные служащие обязаны предоставлять в орган власти следующие сведения: 
- о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера; 
- о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. Работодатели обязаны публиковать эти декларации на своих официальных сайтах, в разделе «Противодействие коррупции». 

5. Деятельность в сфере обращения с отходами. 
Это одна из особо коррумпированных и прибыльных сфер деятельности в области природоохранных правоотношений, сопряженная с колоссальным ущербом окружающей среде и здоровью населения. И если обращение с коммунальными отходами еще как-то контролируется государством, то сфера образования и дальнейшего движения опасных промышленных отходов является серой зоной, функционирующей в основном на взятках и откатах.  Как сообщил на ежегодном отчете в Совете Федерации   ФС  РФ  26  апреля   2023  года Генеральный прокурор РФ Игорь Краснов, «не удается отследить переработку 200 тысяч тонн высокотоксичных веществ, что свидетельствует о серьезных проблемах в этой отрасли. Мы получаем многочисленные сигналы от граждан о замалчивании экологических проблем и игнорировании чиновниками данных вопросов, включая вопросы сбора и утилизации отходов производства и потребления I и II классов опасности, - отметил генпрокурор. Только половина из 60 тысяч отходообразующих предприятий зарегистрирована в информационной системе  ФГУ   ФЭО. Это делает невозможным отслеживание процесса утилизации или переработки 200 тысяч тонн высокотоксичных веществ».. Еще в 2017 году председатель Российской экологической партии «Зеленые» А.Панфилов отмечал, что «криминализация этого сектора экономики может быть, и не такая прямая, как в Италии, но нужно понимать, что криминал без власти здесь ничего не сможет сделать. Здесь работает связка криминалитета с местными чиновниками, скорее тут нужно говорить о коррупции. Она начинается на самом низу, в местных органах власти, потом, уровнем выше – районные власти, и заканчивается где- то на уровне губернаторов, выше не поднимается». Хотя с последним утверждением ныне можно и поспорить. 

6.  Примеры    из  практики  общественного экологического  контроля  в  Республике  Башкортостан, имеющие   признаки  коррупциогенности:

-отсутствие  фиксации  нарушений  при  проверке  АО «Башкирская  содовая  компания» в  ноябре  2021  года     Южно-Уральским   управлением  Росприроднадзора  при  одновременном  заключении   коммерческого  договора  на  97  млн  рублей  АО  «БСК» с   Филиалом   ЦЛАТИ   ПФО  по  РБ Росприроднадзора, участвующим  в   проведении  проверки;

-полный  отказ  от  принятия  мер  правового реагирования  по самовольному  пуску в  эксплуатацию  мусоросортировочного  комплекса  смешанных  коммунальных  отходов  ООО  «ГРИН»в  центре  города   Октябрьский  без  отведенного земельного  участка,  без  лицензии на  право    обработки  отходов, при  отрицательном     санэпидзаключении  по  СЗЗ, без   соответствующей  градостроительной  документации и документов   территориального планирования  и экономического    обоснования;

-незаконный  пуск  в  эксплуатацию  деревообрабатывающего  комбината   ООО «Кроношпан-Башкортостан» (высшая  категория  опасности) в  г.Уфе при  отсутствии   положительного  заключения  государственной  экологической  экспертизы  по  проектной  документации;

-«рейдерский  захват»    современного     и  самого    мощного  комплекса  по  обращению  с    ТКО    в  Ишимбайском  районе в 2020  году;

-создание  дискриминационных  условий  при   проведении и аукционов  на   ликвидацию   старых  свалок в  черте  городов  за  счет  федеральных средств   национального  проекта  «Экология»,  вследствие  чего  около  1   млрд  рублей  будет  получено   ООО «БИЛД». вообще  не  имеющим  опыта    по  ликвидации   накопленного  экологического  вреда, без лицензии на  право   размещения  отходов и  вместо  ликвидации, к примеру,  старой  свалки    отходов    около  1, 5  млн  куб м   объемом в  черте  города  Стерлитамака  произведено   захоронение    этих  отходов    без  гидроизоляции   свалочного  тела.

7.Выводов в этом кратком анализе можно сделать множество, но укажу лишь основной: современной  форме государственного устройства выгодно не замечать экологическую преступность и коррупцию поскольку, как это не странно выглядит, Фемиде в угоду сиюминутной политике лучше закрыть глаза на растущую криминализацию природоохранной сферы, чем стать причиной снижения роста экономики за счет увеличения экологических затрат. Однако катастрофические проявления экологического кризиса, особенно в промышленно развитых и горнодобывающих регионах, обязательно заставят общество и политиков пересмотреть свое либеральное отношение к массовым природоохранным правонарушениям. 

8.Предложения

  1. Рекомендовать     МВД  РФ, Следственному  комитету  РФ,  ФСБ  России организовать  специализацию    отдельных  региональных   сотрудников ,  занимающихся       профилактикой      коррупции, злоупотреблений,  превышением  полномочий,  по экологическому  и  природноресурсному     законодательству.
  2. Создать    в  структуре  Генеральной  прокуратуры   России  Главное  управление  природоохранной  прокуратуры,  переподчинив   ему  действующих   межрайонных   и  бассейновых   природоохранных  прокуроров.
  3. Обратить  внимание    Верховного   суда  России на  исключительную  лояльность    судов   при рассмотрении   уголовных  дел,  связанных  с  природоохранными   правонарушениями.
  4. Рекомендовать     Росприроднадзору  провести   внеплановое   повышение    квалификации    руководителей  и  госинспекторов  территориальных  управлений  по  применению    экологического  и природноресурсного  права,  подготовке   качественных   материалов  по  нарушениям   для  передачи      в  следственные   органы  и   суды.
     

 г.Москва.  Счетная  палата   РФ.  12-й  Евразийский  антикоррупционный    форум

04.05.2023

Новости
СРАВНИМ УПРАВЛЕНИЕ ОТХОДАМИ В ДВУХ СОСЕДСТВУЮЩИХ РЕГИОНАХ

Вчера губернатор Челябинской области Алексей Текслер обратил внимание на работу по ликвидации объектов накопленного вреда окружающей среде в области.

24.01.2024
ФАС РАССМАТРИВАЕТ РЫНОК ОТХОДОВ БАШКИРИИ АНФАС И В ПРОФИЛЬ

16 января с.г. Федеральная антимонопольная Служба (ФАС России) рассмотрела в очередной раз на специально созданной комиссии по административному делу против Минэкологии РБ дело о нарушении антимонопольного законодательства при проведении трех аукционов на 9,5 млрд рублей по проектам строительства новых полигонов для захоронения отходов в Уфимском, Краснокамском и Дюртюлинском районах Башкирии

18.01.2024
СУД НАД «ТАБИГАТОМ»: ПОСЛЕСЛОВИЕ

Арбитражный суд Республики Башкортостан сегодня наконец-то вынес решение прекратить процедуру банкротства государственного предприятия «Табигат», созданного в далеком 2003 году по предложению Союза экологов РБ для управления отходами на территории РБ

21.12.2023
Страницы: 1 | 2 | 3 | 4 | 5
Взаимодействие с государственными органами

Камское   бассейновое  водное  управление

Управление Росприроднадзора по РБ


разработка сайта TopMaster