Вы находитесь:   ОПРО Новости «Управление отходами в Республике Башкортостан: проблемы и правовое регулирование их решения»

«Управление отходами в Республике Башкортостан: проблемы и правовое регулирование их решения»

В республике сложилась напряженная обстановка со сбором, использованием,  обезвреживанием, транспортировкой и размещением отходов, что привело к   прогрессирующему  росту  несанкционированных  свалок отходов  вокруг населенных пунктов, к  накоплению  опасных отходов  в окружающей среде.

Средний уровень использования отходов в качестве вторичных ресурсов на протяжении ряда лет составляет около 30% от общего годового объема их образования. В хозяйственный оборот вовлекаются только высоколиквидные и рентабельные отходы, главным образом лом и отходы черных и цветных металлов, высокосортные марки макулатуры, чистые текстильные, полимерные и древесные отходы, часть минеральных отходов металлургической и горнодобывающей отраслей промышленности. Недостаточно используются золы и шлаки теплоэлектростанций, фосфогипс, отходы добычи и обогащения полезных ископаемых. Слабо вовлекаются в хозяйственное использование отходы потребления (оргтехника,  телерадиоаппратура, бытовая техника и т.д.).

Существующая в настоящее время в Республике Башкортостан система обращения с коммунальными отходами основана преимущественно на сборе  в  селитебной  зоне  и вывозе  для захоронения их на свалках (полигонах) твердых бытовых    отходов    (далее    -    ТБО).

В республике крайне медленными темпами внедряется система раздельного сбора отходов, особенно компонентов ТБО. Из-за отсутствия раздельного сбора отходов вместе с пищевыми отходами, бумагой, полимерной и другой тарой выбрасываются банки с остатками красок, ядохимикатов, лаков, разбитые ртутьсодержащие приборы и лампы, лекарства и прочее. Токсичные компоненты отходов в виде фильтрата представляют реальную  угрозу окружающей среде.

Особую проблему представляют промышленные отходы,  вывозимые  на   свалки и полигоны  ТБО. Совокупность опасных свойств, характерных для промышленных отходов (токсичность, пожаро- и взрывоопасность и др.), создает особый риск для здоровья населения и окружающей среды. Нежелание (или отсутствие возможностей) предприятий вкладывать финансовые средства в создание замкнутых технологических циклов, в которых отходы, образующиеся в одном технологическом цикле, являются сырьем для другого, приводит к увеличению объемов размещения отходов на свалках (полигонах) ТБО. Несовершенство системы учета образования и «движения» отходов приводит к несанкционированному размещению токсичных промышленных отходов на свалках ТБО, берегах рек, водоемов, в пригородных лесах и т.д. Система   управления  промышленными отходами   в  республике  не  создана и процесс не регулируется государством (обезвреживается менее 1% опасных  отходов).

Низкий уровень экологической культуры населения способствует захламлению территорий в местах массового отдыха горожан, вокруг садовых и дачных участков  и товариществ, вдоль автомобильных и железных дорог и т.д.

Помимо экологических аспектов, проблема отходов имеет и экономическую сторону. Отходы, как промышленные, так и бытовые, являются источниками вторичного сырья, переработка которых может дать существенную экономию природных ресурсов.

Создание и развитие производств (установок) по сбору, переработке и обезвреживанию отходов помогут решить и социальную проблему, обеспечив создание новых рабочих мест для жителей районов и городов республики.

Для республики также актуальна проблема транспортировки отходов. В настоящее время определенная часть населения, проживающего в неблагоустроенном жилом секторе, не охвачена плановой системой вывоза отходов. Часть отходов сжигается на местах, что противоречит Закону Республики Башкортостан «Об отходах производства и потребления»,  ФЗ «Об  охране атмосферного  воздуха», часть закапывается на придомовых территориях, а большая часть, также в нарушение законодательства, попадает на межселенные территории, образуя несанкционированные свалки на пустырях, вдоль дорог  на опушках  лесных  массив, в оврагах и т.д.

В последние годы в республике ведется интенсивное строительство, что приводит к росту отходов строительства и сноса. Точные объемы образующихся строительных отходов оценить трудно, однако необходимо отметить, что их основная часть размещается на свалках (полигонах) ТБО, сокращая срок эксплуатации последних, а также   несанкционированно используется   для   отсыпки оснований  строительных  площадок. При организации должной системы управления строительными отходами они могли бы быть использованы при рекультивации нарушенных территорий в качестве подстилающих материалов при строительстве различных объектов малого бизнеса и др.

Одной  из  задач отраслей  благоустройства  и  жилищно-коммунального  хозяйства является регулярная уборка территорий (уличных, дворовых, внутриквартальных и других) от мусора, снега, технических и технологических загрязнений. В зимний период осуществляется вывоз снежных масс с территории городов и населенных пунктов. Поскольку вывозимый снег загрязнен песчано-соляной смесью, бытовым мусором и т.д., необходимо наличие специально отведенных мест для вывоза снега (снежных свалок, снегоплавильных пунктов), оснащенных локальными очистными сооружениями.  В  Республике   есть  только  один  снегоплавильный  пункт  в г. Уфе,  и то его  мощности не задействованы  в полном  объеме.  7  официальных, но непроектных свалок загрязненного снега в г.Уфе являются мощными источниками антропогенного загрязнения     окружающей среды.

В летний период при уборке территории городов и населенных пунктов образуются смет, ветки, листва и т.д., при уходе за зелеными насаждениями - веточная масса. Древесные отходы и парковый смет вывозятся на свалки ТБО или на так называемые свалки веточных масс. Зачастую накопленная масса сжигается.

Анализ существующей в настоящее время ситуации в сфере обращения с отходами на территории республики показывает, что, несмотря на принимаемые Правительством Республики Башкортостан меры, имеется необходимость повышения эффективности системы управления отходами.

Одним из приоритетных направлений государственной системы управления отходами является решение вопроса безопасного размещения отходов. Для этих целей в республике введено в эксплуатацию тридцать  шесть полигонов ТБО. Полигоны ТБО построены в крупных городах и населенных пунктах республики - в местах наибольшего образования отходов. Однако,  на ряде  таких  полигонов  проектная  системы  сбора   и очистки   фильтрата   не  функционирует, отсутствуют проектные  решения  по  сортировке,  переработке отходов,  компостированию  неутилизируемой  части.

В целях обеспечения экономической эффективности эксплуатации полигонов, построенных за счет средств бюджета Республики Башкортостан, исходя из расчетной вместимости и мощности полигона предусмотрен прием отходов ближайших муниципальных образований республики, но увеличение «плеча перевозок» приводит к созданию несанеционированных свалок при отсутствии должного экологического и земельного   контроля, в первую очередь    муниципального.

В настоящее время полигоны ТБО находятся в ведении предприятий различных форм собственности: 20 эксплуатируются муниципальными предприятиями или коммерческим структурами по договорам с МСУ или ГУП «Табигат», в том числе и частными предпринимателями, 15 -государственным унитарным предприятием «Табигат» Республики Башкортостан (далее -ГУП «Табигат» РБ).

Управление и координацию деятельностью полигонов ТБО, введенных в эксплуатацию за счет средств бюджета Республики Башкортостан, осуществляет ГУП «Табигат» РБ, опыт работы которого подтверждает правильность выбранного направления и возможность эффективного управления отходами. Предприятием разработаны и внедрены системы приема и размещения отходов,  ведутся работы по рекультивации территорий свалок ТБО, выведенных из технологического оборота, организован постоянный мониторинг окружающей среды в районе расположения полигонов ТБО, однако  слабо  внедряется  их раздельный  сбор   отходов и их  переработка. Отсутствует   целенаправленная  работа  ОМСУ   по раздельному  сбору    ТБО  на   стадии их  сбора в  жилом  секторе до  вывоза на полигоны и свалки.

Приоритетным направлением работы в области обращения с отходами является переход от захоронения отходов к использованию их в качестве вторичных ресурсов, оптимизации мест размещения отходов, направленной на уменьшение их количества.

Ключевыми проблемами, влияющими на управление потоками всех видов отходов в республике, являются:

- несовершенство системы учета предприятий - производителей отходов, взимания   с них обязательных платежей за размещение   отходов;

-недостаточность ответственности производителей товаров (продукции) за их утилизацию после потери потребительских свойств;

-недопустимый объем направляемых на захоронение отходов, низкий уровень извлечения из отходов вторичных ресурсов, что во многом связано с трудностями сортировки смешанных с пищевой фракцией остальных отходов;

-содержатся коммерчески привлекательные фракции;

-отсутствие системы управления опасными, медицинскими и биологическими отходами;

-среднего предпринимательства;

-            населения в сборе, переработке и обезвреживании отходов, включая  опасные:

- отсутствие механизма стимулирования деятельности в сфере обращения с отходами.

- отсутствует  должное  внимание   Минсельхоза  РБ, Управления  Россельхознадзора  по РБ, владельцев животноводческих комплексов и птицефабрик  к  внедрению  технологий  обезвреживания   органических  отходов;

 - рынок  экологических  работ и услуг  в  сфере  сбора, использования, обезвреживания, транспортировки и размещения опасных отходов информационно закрыт, хаотичен, нескоординирован, не имеет государственной  поддержки,  подвержен  коррупции и злоупотреблениям.

 Неблагополучная  ситуация  складывается  в  сфере  сбора и утилизации   отходов  лечебных  учреждений  на территории республики.

К примеру, в лечебно-профилактических  учреждениях   г. Уфы  образуется   ежемесячно  64  тонны  таких  отходов  от  муниципальных  больниц  и  11  тонн  от   республиканских    учреждений. Такие виды опасных отходов принимаются в основном двумя  лицензированными  организациями:  МУП «Спецавтохозяйство по уборке  города» ГО г. Уфа и ООО «Медицинский   аудит, сервис и консалтинг». Печь по  сжиганию Спецавтохозяйства (типа «Турмалин»  с инсинератором  ИН-50)   имеет проектную  мощность и в  состоянии   уничтожить    около  1, 5  тонн в  месяц. Печь ООО «МАСК» (тип  СР-50 М) -  до 4  тонн в  месяц.  Таким образом,  ежемесячно около  70  тонн  медицинских  отходов,  подлежащих обязательной  утилизации,   незаконно  размещается  на    Уфимской   городской  свалке (2 –й  пояс  санитарной  охраны   Северного  водозабора  г.Уфы) и иных   несанкционированных   местах.

В  городах и  районах  республики   медицинские  отходы, как правило,   вообще  не  утилизируются и  также  размещаются  на   свалках.

Пунктом  6  постановления  Координационного  совещания  руководителей  органов  государственного   контроля и надзора  по обеспечению  экологической  безопасности  РБ  (г. Уфа  18  декабря  2007 г.)  Министерству  здравоохранения   РБ  рекомендовано   провести  мониторинг и анализ  ситуации  с  обращениям  с  медицинскими  отходами в  государственных и муниципальных  медицинских учреждениям  РБ  и проработать  вопросы  по обеспечению   финансирования   расходов  медучреждений  на обезвреживание   медицинских  отходов, в  том  числе на приобретение  установок  по  утилизации  медицинских  отходов,  передачи отходов  специализированным  организациям,  однако   это  решение   до  сих  пор  не  выполнено.

              Результаты  контроля показывали, что при размещении  опасных  отходов  на   городской  свалке   в районе  пос. Черкассы,   состоящей на балансе  МУП «Спецавтохозяйство  по уборке  города  ГО г. Уфа», постоянно допускаются грубые нарушения природоохранного  законодательства:

- не  учтено  отсутствие   проекта  санитарно-защитной   зоны    городской  свалки, наличие  в  пределах  нормативного  размера  СЗЗ  в  1000 метров  850  дачных и огороднических  участков, где  выращивается   сельхозпродукция и  временно  проживают   люди;

- проигнорирован  факт  расположения    городской  свалки  в  пределах второго пояса  санитарной  охраны  Северного водозабора  г. Уфы;

- положительное  заключение   ГЭЭ УТЭН Ростехнадзора  по РБ  разрешает  использовать  осадки очистных сооружений города МУП «Уфаводоканал» в качестве отсыпки  промежуточного слоя на свалке без положительного заключения государственной  экологической  экспертизы  по  данной  технологии (осадок  КОС  содержит  многократное     превышение  по  тяжелым  металлам, СПАВ и другим  вредным  веществам);

- на территории свалки было 10  шламовых  амбаров  для  токсичных  жидких  химических и нефтяных  отходов  (без искусственной  гидроизоляции  амбаров). По какой  технологии     они рекультивированы - информация отсутствует, что позволяет  предположить, что они  просто  завалены  бытовыми отходами;

- материалы  лицензии  прямо  указывают на  сброс без очистки фильтрата,  ливневых и сточных  вод в р. Шугуровка и Фирсов  ручей (впадающих в  реку  Уфа  выше  водозабора), отсутствуют  технические  решения  по  сбору  фильтрата  в полном  объеме и использование  его на  орошение  свалочного  тела;

- ни материалы  обоснование  лицензии,  ни   проект  расширения      городской свалки  не  прошли  процедуру  публичных слушаний (ст. 39 Градостроительного кодекса  РФ,  Положение об ОВОС  от 16  мая  2000 г.);

 В  связи с указанными нарушениями, до сих пор не получено  положительное  заключение  государственной экологической экспертизы  Росприроднадзора по проекту расширения    Черкасской  свалки  г.Уфы. Выходом  из ситуации   может стать  строительство  на   указанной  территории   современного  мусороперерабатывающего  завода.      

Управление бытовыми  отходами  носит  межведомственный и  межсекторальный  (власть- бизнес-общественность) характер, и эта проблема должна решаться «всем миром», но  ответственность   за   ее  решение  федеральным законодательством  возложена  в основном  на   глав  администрации  муниципальных  районов и городских  округов.   Введенная  в  2011  году   программа РБ по системе  управления  ТБО с общим  финансированием   свыше  7  млрд  рублей призвана оказать содействие органам местного  самоуправления  в  организации  безопасного управления  отходами, однако  более  половины  данной  суммы (вклад  ОМСУ  и бизнес-сектора)  является  предположительной  и без помощи  республиканского  бюджета и без  введения  льгот   для  «мусорных»   компаний  врдя  ли  имеет под  собой  реальную основу   Именно   органам МСУ  вменена  обязанность разработки    схем  санитарной  населенных  пунктов и в  РБ  пока  только  4  города и 37  районов  разработали  такие      схемы.  Однако  внимание   местных  администраций  не  простирается  за пределы  селитебных зон  до    самих  собственно  объектов  размещения отходов.  Большинство  свалок   населенных  пунктов  (около 3000)   до  сих  не имеют  даже  обваловки и забора по  периметру. Только  36    полигонов   ТБО,   построенных  по заказу  Минэкологии РБ,   в  соответствии с  утвержденной  проектной  документации, должны иметь    гидроизоляцию  свалочного  тела.

  Итак,  проблем  много  и за счет  чего  же их  решать?  Один из основных источников  финансирования   программы - плата   в  бюджет  за  размещение  отходов, которую   должны  вносить  все  предприятия и организации. К  примеру,   за  2011  год  таких средств   собрано  по РБ   на  сумму  в 186  млн рублей.   Другие  источники  финансирования:  федеральный  бюджет  и  инвестиции     частного  бизнеса.

              Бюджет   уже  начал  помогать   районам и  городам в  мусорном  вопросе. Так, в рамках   программы   в  прошедшем году    освоено  11  млн  рублей  на   новом полигоне  г. Ишимбая,   15  млн  - на  Сергеевском   полигоне в  Уфимском  районе. На  текущий  год  планируется   достроить  Чермагушевский  полигон ТБО,   начать строительство  Сибайского и Белебеевского  полигонов, Нефтекамского   комплекса  сортировки  отходов, шести   районных  полигонов, приступить  к  проектированию   Давлекановского  и   Баймакского  городских  полигонов  ТБО.          В  последующем   планируется     оставить приоритет  за   строительством  межрайонных  полигонов, что  позволит  сократить общее  количество таких  объектов  и  перебросить   средства  на глубокую  сортировку и  переработку   отходов.  К примеру,  такой  межрайонные  полигоны    желательно   разместить   между  г.Давлеканово и  р.п. Раевский и  между   Николо-Березовкой и  Нефтекамском.  

 

 В  поддержке  малого  бизнеса  в  сфере  обращения с отходами    не  все   возможности  использованы   Госкомитетом  РБ по предпринимательству  и  туризму. В докладе    его председателя   Р.У.  Кинзикеева 19  января  2012  года  отмечены   всего  две    частные  фирмы, получившие    по  300  тыс. рублей  на  переработку  отходов. Однако,  перспективы  радуют:  в  текущем  году госпомощь  малому  бизнесу увеличена  в  80  раз, будет  организованы  регулярные   консультации для  субъектов  предпринимательства  и созданы   4  кластера. 

В соответствии  со  ст. 17 ФЗ «Об  охране  окружающей среды» и ст. 24  ФЗ «Об  отходах  производства и  потребления» государственная поддержка предпринимательской деятельности, осуществляемой в целях охраны окружающей среды, должна  осуществляться посредством установления налоговых и иных льгот, в  частности   посредством   понижения размера платы за размещение отходов индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, осуществляющим деятельность, в результате которой образуются отходы, при внедрении ими технологий, обеспечивающих уменьшение количества отходов, а также применения ускоренной амортизации основных производственных фондов, связанных с осуществлением  деятельности в  сфере  отходов.  Осмотр полигонов и свалок  на  местах, осуществляемый   Ассоциацией  по отходам РБ,  показал  диаметрально  противоположный  уровень  взаимодействия  местных   администраций  с  малым  бизнесом.

Можно оценить  как  положительное   взаимодействие  органов  МСУ с частным  бизнесом  в таких  городах и райцентрах  как Стерлитамак,  Благовещенск,  Кумертау,  Мелеузе, Чишмы, Октябрьский.

Так,  частная  фирма  «Экотех-Мелеуз»  при  помощи   городских властей отсортировывает на  своем  конвейере   до   половины   поступающих  от города  отходов  и  научилась  делать   из  собранного вторсырья   дорожные  люки, электроизоляцию,  «лежачих полицейских».

С другой стороны    абсолютно никакого  движения  вперед  не  ощущается  в управлении  отходами в гг.Ишимбае, Учалах, Сибае, Бирске, Дюртюлях, Давлеканово, Уфимском, Кармаскалинском,  Архангельском, Гафурийском  и других  районах . С  прошлого  года     прекращен  сбор отходов  в  Ишимбае.   Не  выполняет  условия   аренды  в части   селективного  сбора  отходов  частная  фирма- арендатор  полигона в  Бирске. А  в  Кармаскалинском  районе    управление  отходами  вообще  пущено на   самотек, поэтому  на  весну  намечена  рейдовая  проверка   Союза  экологов  РБ  по  свалкам  этого  района.

 Какие же  проблемы в  организации  должного  взаимодействия   в управлении   отходами на  местном  уровне?

Это, прежде  всего - отсутствие  экономического стимулирования  в  создании  новых  производств  по  переработке  отходов, дефицит    бюджетных средств  ОМСУ,  низкие  тарифы  платы  за  вывоз  мусора, отсутствие    единых  утвержденных  норм  образования  отходов.   Больше  проблемы  приносит отсутствие  юридической  ответственности за вывоз и размещение  отходов на полигонах со стороны граждан- владельцев домостроений. Создает   коррупциогенную зону и неприменение  открытых конкурсных  процедур   при  предоставлении    районными  администрациями    свалок и полигонов  частным  фирмам,  как  это,  к  примеру,  проведено в   р.п. Кармаскалы  и  р.п. Иглино.   Единой   формы  договора  на  предоставление   таких  свалок   нет, как  и  различны   сроки   таких  договорных отношений, что не   позволяет  частному  бизнесу    производить  долговременные  капитальные  вложения  в переработку  отходов.

 Республике   крайне  необходимы   технологии  такой  переработки,  поскольку   простая  сортировка   отходов   не  приносит  прибыли  из-за низкой  стоимости   вторсырья, которое  приходится  вывозить на  переработку  в  соседние  регионы. К  тому  же сфера  отходов  не отнесена  к  приоритетным  в  господдержке    малого  бизнеса.

   К  сожалению,  ослаблен  из-за  либерализации  федерального  законодательства  («не  кошмарить  бизнес»!) госконтроль  за  учетом образования и  размещения  отходов.  К  примеру,     обследование  проектного полигона  ТБО  в  с. Толбазы  показало, что местные   фирмы и население   не имеют  привычки  сдавать  свои  отходы  на  современный   проектный  полигон (где, правда, нет никакой  сортировки)  даже  по тарифу  в  49 рублей  за   кубометр, тогда  как наличие  этих  отходов   наблюдается  в  зеленой  зоне  вокруг райцентра. За  2012  год   в республике   обнаружено  920 новых несанкционированных  свалок  ТБО,  что указывает  на    отсутствие  системы  управления  отходами.

Необходимо отметить и  вину  частного бизнеса, поскольку  на  рынке отходов   республики  присутствует  довольно  много недобросовестных  фирм, предпочитающих   просто   закопать  отходы  за деньги  их владельца. К  сожалению, имеет место  и закрытость  тендеров на передачу  отходов, применение  демпинговых  цен  на   обезвреживание поступающих  на  свалки ТБО  опасных  отходов,  незаконное  размещение не  свалкам  за «черный  нал» опасных  отходов  1 и2  классов  опасности, коррупция в  сфере  управления  отходами.

 В общем,  для  реальной  работы  системы  управления  отходами  остро  необходима   межведомственная и межсекторальная  координация  деятельности в этой  сфере,  которую   могла бы осуществлять   Рабочая  группа по реализации  обсуждаемой  программы, с  участием  в  ее работе  Ассоциации   по отходам  РБ, как  выразителя  интересов   нормального  малого  бизнеса.

Если   республика  не  хочет  окончательно  завалить  свои   пригородные  зоны мусором,  нужно также  принимать  решение  о  налоговых  и иных  льготах  для этой  сферы на   региональном уровне, не  дожидаясь  введения в действие  соответствующего  федерального  закона.

Ну а поскольку  любая    проблема  в  России    решается  всегда  «кнутом и пряником»-   весьма актуально ужесточение государственного, производственного и  общественного  экологического  контроля за  образованием  и движением  отходов.

 

«О  нормах накопления  отходов»

В РБ  налицо острая  необходимость  разрешения  проблемы утверждения норм накопления    твердых бытовых   отходов (ТБО)  для населения  и  дисбаланса  в  управлении   коммунальными  отходами.

В  связи с  отсутствием  правового  регулирования    этой  проблемы  на федеральном  уровне  Советы   некоторых   муниципальных  районов и городских  округов республики   утвердили   своим  решениями   в 90-х  годах   местные  нормы  накопления  ТБО,  на которые     прокуратура   внесла протесты  с  требованием  их  отмены, основываясь  на  отсутствии  у  органов  местного  самоуправления  полномочий  по утверждению  нормативов  образования  отходов.

   В  связи  с   указанными  протестами , при   крайне низких   действующих тарифах   платы  на  вывоз   и размещение отходов,     в  условиях  отсутствия  или  отмены  местных  норм накопления  отходов, в  республике  начался  процесс    развала  системы  управления  отходами на  муниципальном  уровне, особенно в   городских  округах.   Юридические  лица-владельцы  отходов   стали отказываться  от заключения   договоров  на  вывоз и размещение коммунальных отходов. Рейдовые  проверки, проведенные экспертами  Ассоциации  по отходам  РБ  по  свалкам и полигонам  южной, юго-восточной и  северной  части республики в  октябре  2011  года  показали,  что  лесополосы,     участки  гослесфонда, овраги,  выработанные  карьеры  и берега   водных  объектов   стали   местами несанкционированных  свалок  мусора  и  данный  процесс  имеет  тенденцию  к  увеличению   числа   таких  свалок.

Вышеуказанное, а также отсутствие муниципального экологического контроля,   ограничения в  проведении  государственного  контроля  за   соблюдением   законодательства  о безопасном обращении с  отходами  субъектами  малого и среднего предпринимательства,  отсутствие адекватного ситуации правового  регулирования тарифной  политики в  указанной  сфере   привело  не  только  к  превращению  пригородных  лесов и  иных  природных  объектов  в  мусорные  свалки, но  и  к сокращению  объемов  внесения в бюджет платежей  за  размещение  отходов,  80%   от которых   должны  направляться  в  республиканский и  местные  бюджеты на  природоохранные  цели.

В  подтверждение   указанному можно  отметить, что    около 2500   свалок  ТБО    на территории РБ не имеют  проектной  документации, не зарегистрированы  в  реестре  объектов   по размещению  отходов,  повсеместно не соблюдаются  экологические и санитарные  требования  по размещению отходов, однако   не   закрыта   еще не  одна   такая  свалка, а  закрытая   судом по иску  Управления  Росприроднадзора  по РБ  Вавиловская  свалка  ТБО продолжает действовать.

Учитывая  изложенное,  с  целью   предотвращения  дальнейшей  дестабилизации  системы   муниципального управления   отходами и   снижения  ущерба   окружающей среде  и здоровью граждан  в Республике  Башкортостан, на основании  ст. ст. 12, 13 , 68   ФЗ «Об  охране  окружающей  среды» и ст. 27 ФЗ «Об  отходах производства и  потребления» АПО  РБ  предложила продлить  сроки  рассмотрения   протестов прокуратуры  по отмене  решений  органов  МСУ  об утверждении норм накопления  отходов.

Со своей стороны  Ассоциация  по отходам РБ направила  соответствующие  предложения   по  разработке  данных  норм  в  адрес  Правительства  РБ и  Минприроды  РФ.

 

 Проблемы   муниципально-частного  партнерства в  сфере  обращения с отходами

 

  • предоставление   свалок  вне конкурсных  процедур;
  • дефицит    бюджетных средств  ОМСУ
  • отказ в  договорах  от долговременных обязательств  сторон;
  • низкие  тарифы  платы   вывоз и   размещение  отходов;
  • отсутствие     утвержденных  норм  образования     отходов;
  • присутствие  на  рынке отходов   РБ недобросовестных   фирм;
  • закрытость  тендеров на передачу  отходов
  • коррупция в  сфере  управления  отходами

Управление  отходами. Общие проблемы:

  • система  управления   ТБО  почти не  содержит таких  компонентов как обезвреживание и использование;
  •  крайне слабая  межведомственная и межсекторальная  координация;
  •  иждивенческая  позиция  предприятий-источников  образования  отходов;
  • отсутствие  системы  управления  промышленными  отходами в  РБ;
  • наличие   около 300   внутризаводских   полигонов  для размещения опасных  отходов;
  • -отсутствие    государственной  поддержки  МСП в  развитии рынка  работ и услуг в сфере  переработки  отходов
  • вывоз  на  свалки ТБО   высокоопасных отходов
  • ослаблен   государственный  экологический  контроль и надзор;
  • отсутствует экономическое  стимулирование  деятельности в  данной  сфере  для предприятий;
  • Недостоверен   учет образования  отходов;
  • Недостаточная  подготовка   специалистов  проектно-изыскательских  организаций  по  полигонам  ТБО;
  • Необходимость обучения   по  вопросам  ведения  бизнеса в  сфере управления  отходами;

 

 Что делать?:

 

Правительству  РБ, государственным    контрольно-надзорным  органам   РБ,  

                            органам  местного  самоуправления  РБ:

 

- совместно с  органами   местного  самоуправления обеспечить  межведомственное   регулирование управления отходами, взаимодействие контрольно-надзорной и иной  деятельности в  сфере   обращения с  отходами  производства и потребления  с ориентацией  на  конечные результат такой  деятельности – сокращение  влияния   отходов  на  окружающую среду,    с обменом  информацией по  результатам   проверок и  представлением  информации  органам  местного  самоуправления;

 

- принять дополнительные меры по государственной поддержке   предпринимательской  деятельности, осуществляемой  в  целях  охраны  окружающей среды,  включая  разработку и внедрение современных технологий  сбора, транспортировки, обезвреживания, использования и размещения  опасных  отходов, развитие  рынка  работ и услуг  по   утилизации отходов,  использования отходов  как  вторичного  сырья;

 

- предусмотреть  строительство  в  крупных  промышленных  районах  РБ   межрайонных   полигонов  для  размещения  опасных  отходов  с  передачей  их  в эксплуатацию   субъектам  экономической  деятельности на    конкурсной  основе;

       

- обратить  особое  внимание на  достоверность   госстатотчетов  2ТП(отходы) в  части   полноты перечня  образующихся опасных  отходов, их класса  опасности, количества и   правомерности   передачи   опасных  отходов  третьим  лицам, обеспечить  при проверках  контроль движения опасных отходов до заключительной стадии – размещения , обезвреживания, использования  опасных  отходов;

 

- в  соответствии с  требованиями   ст. 24  ФЗ «Об отходах производства и  потребления»  Правительству РФ рассмотреть  вопрос о разработке подзаконных  актов о порядке   увеличения  платы  за  размещение  отходов  и об  ускоренной  амортизации  основных средств для  предприятий и субъектов малого  бизнеса, внедряющих  экологически эффективные  технологии в  сфере   обращения  с отходами;

-  принять  дополнительные  меры  по  включению  объектов  размещения   отходов  в государственный  реестр;

- обеспечить оформление лицензий,  проектов  нормативов  образования  отходов  и лимитов на  их  размещение  для  всех  владельцев  объектов   размещения  отходов,  включая  администрацию  районных  и сельских   советов;

- запланировать на  2010  год  проведение  проверок    по вопросам  экологической  безопасности   всех  ведомственных    полигонов   для  размещения  опасных  отходов,  расположенных   на  территории   предприятий РБ;

- считать приоритетными направлениями в данной  сфере  внедрение   муниципальных   систем селективного  сбора твердых коммунальных  отходов, включая  сбор и  переработку   вторичного  сырья,  оборудованием   районных  и городских  полигонов ТБО   компактными  установками по  брикетированию   неутилизируемых  отходов;

- исключить выдачу  лицензий  на  право  обращения  с  опасными  отходами  соискателям  лицензий, не обладающих  на  законном основании соответствующими  технологиями;  

- предусмотреть  наличие  в материалах  экологического  обоснования  лицензий  на   обращение с опасными  отходами  технологий обезвреживания или использования  опасных  отходов  либо  договоров  с  лицензированными  организациями, имеющими такие  технологии  по   конкретным  видам  опасных  отходов.

 

Предприятиям - владельцам отходов и владельцам  объектов  по размещению  отходов:

 

- ввести  практику  проведения тендеров  на  передачу  опасных  отходов  с привлечением   Ассоциации  по обращению с отходами  производства и  потребления РБ в качестве    независимой экспертной организации, гарантирующей подбор квалифицированных и ответственных  исполнителей;

- исключить  передачу  опасных отходов юридическим лицам и  ИП, не имеющим    соответствующей  лицензии на  право  обращения  с    конкретными видами  опасных  отходов;

- обеспечить реальный первичный учет образования  отходов, объективный  мониторинг  окружающей среды  на  собственных   полигонах  для размещения опасных отходов и  ТБО;

- ввести в практику долевое  участие в строительстве и  эксплуатации межрайонных   полигонов  для  размещения  опасных  отходов;

- исключить  возможность  вывоза  на  полигоны  ТБО отходов 1, 2 и 3  классов  опасности, предусмотрев внедрение безотходных технологий либо обезвреживание или использование  отходов  на  производственной  территории;

          

  Ассоциации  по обращению  с отходами  производства  и потребления РБ совместно  с  ГУП  «Табигат»:

 

- определить  совместно с  органами  МСУ  базовые  муниципальные  или коммерческие организации  по  каждому   муниципальному  образованию  для  включения  в  систему  комплексного управления   отходами республики;

- подготовить   поэтапное   функционирование (с  участием  предприятий-владельцев  опасных  отходов и   при  содействии    органов    государственной  власти и управления)  комплексной  системы   управления   отходами ( включая использование и обезвреживание);

-сформировать  информационный   банк  данных  по  технологиям   обезвреживания, использования,  сбора, размещения  опасных  отходов и малоотходным  технологиям;

-организовать  взаимодействие с   контрольно-надзорными  органами, органами  местного самоуправления и субъектами  предпринимательской    деятельности  по развитию рынка  услуг  в  сфере   обращения с отходами;

- разработать  и  утвердить  стандарты   по организации   и выполнению работ (услуг) членами Ассоциации  в  сфере  обращения с отходами производства и потребления;

- сформировать  негосударственный   реестр  юридических  лиц и индивидуальных  предпринимателей, проводящих  работы или оказывающих  услуги в  сфере  обращения  с отходами  производства и потребления;

- обеспечить органы местного самоуправления, предприятия и субъекты  предпринимательской деятельности своевременной информацией об изменении  законодательства  в  области  обращения  с отходами,  о практике  правоприменения,  о внедрении новых  технологий  и результатах    предпринимательской  деятельности   в данной  сфере; 

- организовать  процесс проведения тендеров  на  передачу опасных отходов  от  предприятий-владельцев опасных  отходов коммерческим фирмам и организациям, отвечающим  требованиям  стандартов   по организации   и выполнению  работ  по  сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению опасных отходов, обеспечить подбор  компетентных  исполнителей  по  приему и утилизации  опасных  отходов  предприятий;

- разработать   Положение   о  бирже  отходов  РБ, организовать   деятельность  Биржи отходов  РБ;

- организовать   ежегодное   определение  рейтингов   по  2-м номинациям: предприятия –владельцы  отходов  и   коммерческие  организации, оказывающие  услуги в  сфере  обращения с отходами.

            Кроме  того,  отсутствует четкое законодательное регулирование по определению объемов  образования отходов по хозяйствующим субъектам, не разрабатывающим проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. В соответствии с Федеральным законом №309-ФЗ отменена обязанность разработки нормативов образования отходов и лимитов на их размещение  для субъектов малого и среднего бизнеса. Соответственно для расчета объемов образования отходов должны применяться ориентировочные нормы накопления отходов. Однако на нормы накопления отходов, утвержденные Советами депутатов по республике, вынесены протесты прокуратуры с требованием их отмены в связи с несоответствием федеральному законодательству. В случае их отмены - определение объемов отходов, образующихся в результате деятельности субъектом малого и среднего предпринимательства, становится невозможным. 

Отсутствует утвержденная система контроля за внесением природопользователями платы за негативное воздействие на окружающую среду. На сегодняшний день плату за негативное воздействие на окружающую среду вносят не более 30% хозяйствующих субъектов, однако никаких мер воздействия по неплательщикам не применяется, в том числе   со  стороны    глав  ОМСУ,  материально  заинтересованных  в  получении  40%  платы за размещение  отходов, вносимых  в  бюджет   предприятиями и организациями на соответствующей  административной  территории. 

В  целях снижения  нагрузки   на  бюджеты  ОМСУ  развитие  системы  управления  отходами   должно быть основано  на максимально возможном  использовании   механизмов  муниципально-частного партнерства. Пи этом инвестиции, дотации, субсидии, субвенции   в    обустройство   объектов  размещения  отходов   должны  осуществляться  в  первую очередь  в коммерчески невыгодные  объекты   сбора  отходов (оборудование  площадок  для  сбора, проведение   экспериментов  по  селективному  сбору и т.д.)

Одной из важнейших проблем ОМСУ является  переполнение    проектных объемов по захоронению отходов на действующих  полигонах твердых бытовых отходов. Основной путь решения этой проблемы  – рекультивация действующего полигона, окончание строительства и запуск в эксплуатацию нового полигона, отвечающего современным требованиям, строительство и эксплуатация мусороперерабатывающего комплекса. Целесообразно закрепить законодательно меры стимулирования хозяйствующих субъектов, осуществляющих ведение бизнеса по экологическим направлениям  на региональном  уровне, что  следует   отразить в  законе  РБ «Об  отходах  производства и потребления».

Необходимо законодательно урегулировать вопрос направления денежных средств, поступающих в виде платы за размещение  отходов, предприятиям, производящим размещение отходов, на природоохранные цели, включая  внедрение    технологий  переработки  отходов.

Желательно  ввести  в законодательство норму, обязывающую хозяйствующие субъекты  всех форм  собственности, в результате деятельности которых образуются отходы, размещать их исключительно на полигонах ТБО, внесенных в государственный реестр, а также   предусмотреть обязанность граждан-владельцев объектов используемой недвижимости   заключать  договоры  со специализированными  организациями, осуществляющими   вывоз  и размещение   ТБО.

 В рамках   подзаконных  актов  исполнительной  власти  целесообразно  разработать и утвердить  типовой  проект  полигона  ТБО,  включающий в  себя   проектные  решения  по раздельному  приему  промышленных и бытовых  отходов, сортировке   поступающих   отходов, брикетированию или полной  переработке  неутилизируемой  части,  по  использованию  или обезвреживанию отходов, по сбору, очистке  и использованию фильтрата  и т.д., а также    с приложением  проекта   рекультивации  действующей свалки ТБО.

В   целях развития   институтов  муниципально-частного партнерства  в  обращении с отходами  следует  разработать и утвердить  типовое положение  о   порядке  проведения    конкурса  на  предоставление  в  долгосрочную  аренду земельного   участка- полигона  ТБО  частным   предприятиям.

            Ввиду необходимости  привлечения  к  эксперименту  по  раздельному  сбору   ТБО  жилищно-коммунальных  служб  целесообразно  внести  соответствующие  дополнения в   Положение  о  Министерстве  жилищно-коммунального  хозяйства  РБ.

 

 А.К. Веселов

 15  марта  2012  г.  г. Уфа. Государственное  Собрание  -Курултай  РБ.

 

 

 

 

  Тезисы доклада   А.К. Веселова   на парламентских слушаниях  по отходам  15  марта 2012 г.

 

               Я   выражаю  компетентное   общественное  мнение  и    мнение  профессионального  бизнес-сообщества  по   проблеме  управления  отходами.

1. Экологическая  ситуация  на территории  республики   ухудшается  в результате   отсутствия  системы  управления   качеством окружающей среды и  прогрессирующего процесса  накопления вредных веществ в  окружающей среде, что  приводит к  росту  экологически обусловленной  заболеваемости   населения.

2. Рост  остроты   экологических  проблем  нивелируется   неофициальным запретом  публиковать в СМИ   объективную информацию  о состоянии окружающей среды и   любую критическую информацию  по несоблюдению   природоохранного законодательства;

3. Несмотря  на  выявление и ликвидацию  несанкционированных  валок  ТБО, таких свалок  становится  все  больше, как  и число  несанкционированных   захоронений   высокоопасных  промышленных  отходов. Бизнес в  сфере  отходов является коррупциогенным и   экономически выгодным   чаще  всего  при нелегальном закапывании   опасных  отходов на  бытовых свалках.

4. Мы благодарны  Министерству  природопользования и экологии  РБ за  поддержку  наших предложений  по разработке системы управления  ТБО и системы управления  промышленными отходами, но при  этом  скептически оцениваем  результативность     программы  по  ТБО  по следующим причинам:

-разработка   программы  проведена кулуарно без  привлечения   всех заинтересованных  сторон и  компетентных специалистов, вследствие  чего   цели программы    не  будут достигнуты (по этому же  пути идет  подготовка  программы  по  опасным  промотходам);

-общественные слушания по   программе  управления ТБО  с  участием    ОМСУ, коммунальных  служб  и   экологического  бизнеса  не проведены, их мнение   не  учтено,   в результате  чего реально  будет  выделено  из  бюджета  республики  только 1  млрд рублей  на  8 лет;

- оплачиваемый    бюджетом  за протяжении  12  лет эксперимент  по привлечению  населения  к  селективному  сбору  ТБО  провален  и  положительных результатов  не  принес;

-концепция  по  обращению  с отходами в  РБ в основном  сводится   к разработке за бюджетные деньги  некомпетентными   исполнителями  Типовых  порядков  обращения с  отдельными видами  отходов,   которые  не  являются  нормативными  актами  и не исполняются никем, то есть Министерство  работает   само на  себя,   тратя  бюджетные  средства  на  сомнительные  мероприятия,  во многом создавая  эффективности видимость    своей работы;

-работа  по привлечению инвестиций  в сферу  переработки   отходов  Министерством не  ведется,   экономический  механизм в  данной  сфере  не  создан,    система  нормирования    образования  ТБО  развалена;  

-предложения  бизнес-сообщества   зачастую  блокируются   бюрократическими  барьерами  и    коррупционными  условиями, закрытостью  процедур инвестирования   мусорной  проблемы;

-учет и контроль   на всех  стадиях  образования и  обращения с  отходами  на низком уровне   и недостоверен.

            В общем,  системы  управления  отходами в  республике   пока  нет. Есть только  сбор ТБО  в селитебной  зоне  населенных пунктов  и  размещение   мусора на 3000   свалок, не  соответствующих  санитарным и экологическим требованиям,  а  также вывоз  на поля, в леса, овраги, карьеры и берега  водных объектов. При этом   опасные  промотходы  незаконно  вывозятся и на  свалки ТБО и просто закапываются.

 

 Что  предлагаем:

-  установить  государственный и общественный   контроль  за  расходованием  бюджетных средств, направляемых на управление отходами в  республике, для чего создать  парламентскую  комиссию  Государственного Собрания  РБ  по  оценке  эффективности  работы  Минэкологии РБ в данной сфере и разработке предложений по совершенствованию  регионального  законодательства   по обращению с  отходами;

 

-в  целях  межведомственной координации   вопросов  природопользования и  экологии   создать  в  аппарате  Правительства  РБ   соответствующий  отраслевой  отдел;

 

-создать  рабочую группу  по  доработке РЦП «Совершенствование  системы  управления  ТБО»  с привлечением  специалистов  от всех  задействованных  секторов   общества;

 

-объявить открытый конкурс на разработку программы управления опасными  промышленными  отходами в РБ с привлечением к разработке органов МСУ, предприятий-источников  образования отходов, субъектов экологического предпринимательства и общественных  организаций.

- разработать и утвердить типовое положение о порядке проведения конкурса  на  предоставление  в  долгосрочную  аренду земельного участка- полигона  ТБО  частным   предприятиям;

- ввиду необходимости  привлечения  к  эксперименту  по  раздельному  сбору   ТБО  жилищно-коммунальных  служб  целесообразно  внести  соответствующие  дополнения в   Положение  о  Министерстве  жилищно-коммунального  хозяйства  РБ.

- разработать и утвердить  типовой  проект  полигона  ТБО, включающий в  себя   проектные  решения  по раздельному   приему   промышленных и бытовых  отходов, сортировке   поступающих   отходов,  брикетированию или   полной  переработке  неутилизируемой  части,  по  использованию  или обезвреживанию отходов, по сбору, очистке  и использованию фильтрата  и т.д., а также    с приложением  проекта   рекультивации  действующей свалки ТБО.

- закрепить законодательно меры на региональном уровне меры стимулирования хозяйствующих субъектов, осуществляющих переработку  отходов что  следует   отразить в  законе  РБ «Об  отходах  производства и потребления»  и  иных  законах  РБ.

-разработать  и утвердить  постановлением Правительства  РБ  Порядок   учета  источников  негативного воздействия на окружающую среду (включая размещение отходов),  администрирования  платежей за  НВОС   со стороны  Минэкологии РБ  и ОМСУ и направления  собранных средств на природоохранные цели, включая   финансирование  системы   управления   отходами  на  муниципальном  и республиканском  уровнях.

 

А.К. Веселов  - председатель   Ассоциации по обращению с  отходами  производства и потребления  РБ

24.06.2014

Новости
Пресс-релиз РОО «Союз экологов РБ». Победит ли в Башкирии «мусорная мафия»? В чем сила, брат, в правде?

В сказках  народов  всего мира     «красной  нитью»   проходит  вечная      борьба    между  добром  и злом,    но  добро в  итоге  побеждает.  Но  то - в  сказках,  а  в  жизни    это  бывает не  часто.   Одно  из  полей  битвы  за  государственные  и  общественные   интересы -  это борьба   за   отходы,  образующиеся    на  территории  региона,  исход  которой    определит   по какому  пути   пойдет  республика:  развитие   добросовестного   экологически  ответственного  бизнеса   или   коррупционная стагнация  отрасли.  Рынок      отходов   в    Республике   Башкортостан    лихорадит: начинается   его   активный передел      под   коммерческие  интересы   небольшой   финансово-промышленной   группировки,   поддерживаемой    несколькими      бывшими  и действующими   чиновниками,  имеющими  цель   отстранить    действующих    4-х  региональных  операторов   твердых  коммунальных  отходов  и  заменить  их    одним  коммерческим  монополистом,  который  будет  контролировать   в  закрытом  режиме   весь  рынок, получая  около миллиарда  рублей  дохода  ежегодно.   Именно этим   можно  объяснить, что  в  республике  не  увеличивают  для  действующих  регоператоров ТКО    плату населения за  обращение  с  ТКО,   которая  будет  несомненно     поднята   до  среднероссийского  уровня сразу же    после  банкротства     регоператоров    и  прихода  в  управление   отходами     нужных     людей  и группы аффилированных   коммерсантов.

15.12.2020
Страницы: 1 | 2 | 3 | 4 | 5
Взаимодействие с государственными органами

Камское   бассейновое  водное  управление

Управление Росприроднадзора по РБ


разработка сайта TopMaster