Вы находитесь: ОПРО Новости Заключение общественной экологической экспертизы по проектной документации «Производственно-технический комплекс по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов I и II классов опасности «Камбарка»Заключение общественной экологической экспертизы по проектной документации «Производственно-технический комплекс по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов I и II классов опасности «Камбарка»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ экспертной комиссии общественной экологической экспертизы по проектной документации «Производственно-технический комплекс по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов I и II классов опасности «Камбарка»
10 ноября 2020г. г. Уфа
Экспертной комиссией РОО по ООС и ПП «Союз экологов РБ», образованной на основании ФЗ «Об экологической экспертизе» в соответствии с заявлением РОО «Союз экологов РБ» от 16 июня 2020 года, зарегистрированным Администрацией МР «Камбаркский район» Удмуртской Республики, а также в соответствии с приказом по РОО «Союз экологов РБ» от 8 июня 2020 года, рассмотрены материалы оценки воздействия на окружающую среду и проектной документации «Производственно-технический комплекс по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов I и II классов опасности «Камбарка». Проектная документация разработана ООО «АПРИТ» в 2020 году. Заказчик проектной документации - Акционерное общество «Государственный специализированный проектный институт». Информация о начале и сроках проведения общественной экологической экспертизы данной проектной документации с указанием контактов РОО «Союз экологов РБ» неоднократно публиковалась в средствам массовой информации Республики Башкортостан и Удмуртской Республики, а также размещалась на сайтах Администрации МР «Камбаркский район» УР и Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан. Замечаний, предложений и иной информации, имеющей отношение к экологическим аспектам намечаемой хозяйственной деятельности по данному проекту, в РОО «Союз экологов РБ» не поступало.
На рассмотрение представлены следующие материалы:
Поскольку ФЗ «Об экологической экспертизе» не относит к объектам экологической экспертизы предпроектную документацию, а также в связи с отнесением к категории информации с ограниченным доступом, материалы инженерных изысканий (включая инженерно-экологические) не включены в состав представленной на общественную экспертизу проектной документации.
Краткое содержание представленных материалов. В административном отношении ПТК «Камбарка» размещается в г.Камбарка Удмуртской Республики». Камбарский район расположен в юго-восточной части Удмуртской Республики, граничит с Сарапульским районом, Башкортостаном и Пермским краем, занимает территорию в 673 квадратных километра. Размещение объекта предусматривается на территории действующего предприятия «Промзона объекта уничтожения химического оружия в Камбарском районе Удмуртской Республики (объект 1281)» площадью 20,2 га, с существующей застройкой. Проектируемый объект будет относиться к объектам I категории негативного воздействия на окружающую среду. Срок эксплуатации объекта – 30 лет. Предлагаемые к реализации технологии и проектная (производственная) мощность: 1. Термическая демеркуризация ртутьсодержащих отходов (РСО) с последующим выделением ртути методом конденсации мощностью 200 т/год. Отделение демеркуризации отходов I и II классов опасности предназначено для утилизации ртутьсодержащих отходов (РСО), поступающих от сторонних организаций. Годовое количество РСО, поступающих на утилизацию – 200 т. Для переработки ртутьсодержащих отходов (демеркуризации) используется метод вакуумной дистилляции ртути из РСО. Сущность метода утилизации РСО заключается в извлечении из них ртути путем термической демеркуризации, получении товарной продукции (ртути) и материалов, представляющих собой продукцию для вторичного использования. 2. Физико-химическая обработка и утилизация отходов мощностью 24800 т/год. Отделение физико-химической обработки и утилизации отходов I и II классов опасности предназначено для извлечения полезных веществ и получение товарной продукции. Годовое количество отходов, поступающих на физико-химическую обработку – 24 800 т. 3. Высокотемпературное обезвреживание отходов мощностью 25000 т/год. Общая максимальная мощность линии термического обезвреживания отходов –25000 т/год. На обезвреживание поступают: твердые – 50-60%, жидкие отходы – 30-40%, пастообразные отходы – 10%. Установка предназначена для высокотемпературного обезвреживания смеси твердых, жидких и пастообразных отходов с одновременной рекуперацией тепловой энергии. Для приготовления указанной смеси отходов, поступающей на высокотемпературное обезвреживание, используются также полупродукты и отходы, образующиеся в ходе реализации технологий демеркуризации и физико-химической переработки, согласно их соответствующему агрегатному состоянию. Выделяющееся в процессе термообезвреживания тепло используется для выработки пара и электроэнергии и для обеспечения собственных нужд ПТК. В районе расположения объекта преобладают ветры западного направления, в июле преобладают ветры северного направления, в декабре южного. Рассматриваемый объект не внесен в санитарную классификацию, поэтому для объекта устанавливается расчетная санитарно-защитная зона размером 830 м по всем румбам. Ближайшая жилая застройка г. Камбарка по ул. Лермонтова расположена в западном направлении от границы промплощадки ПТК «Камбарка» на расстоянии около 1,5 км. Согласно проектной документации территория проектируемого объекта относится к району с нормальной радиационной обстановкой. Средние значения мощности эквивалентной дозы внешнего гамма-излучения составили 0,10 мкЗв/ч. Расчетные суммарные уровни звука, создаваемого при работе инженерно- технологического и вентиляционного оборудования ПТК «Камбарка» на границе СЗЗ, в дневное и в ночное время суток составят не более 39 дБА. Проектируемый объект не окажет значимого шумового воздействия на уровень шума в районе размещения жилой застройки и на границе санитарно-защитной зоны. Оценка негативного воздействия на окружающую среду в пределах Краснокамского района и города Нефтекамска Республики Башкортостан в рамках проекта не рассматривалась в связи со значительным расстоянием от объекта до границы Республики Башкортостан и отсутствием нормативных требований по прогнозным исследованиям такого влияния на удаленные экосистемы.
Воздействие на атмосферный воздух. На период строительства и реконструкции зданий и сооружений ПТК «Камбарка» выброс загрязняющих веществ будет осуществляться от 18 источников загрязнения атмосферы, три из которых – неорганизованные, 15 – организованные источники. Выделение вредных веществ в период строительства будет осуществляться от существующих источников, расположенных на площадке ПТК и при движении автомобилей по территории строительства и прогреве двигателей дорожной техники, сварочных гидроизоляционных работах, при проведении откопки и утилизации фундаментов.
Перечень загрязняющих веществ, период строительства
Всего 33 наименования вещества объемом 36,1938 т/год, из них твердых веществ 11 наименований – 0,9715 т/год, жидких/газообразных 22 наименования – 35,2223 т/год.
На период эксплуатации общее количество источников загрязнения атмосфер – 66, в т.ч. 6 неорганизованных источника загрязнения атмосферы и 60 – организованных источников. Выделение вредных веществ будет происходить от технологического оборудования линий переработки и обезвреживания отходов I и II классов опасности, от вспомогательных зданий и сооружений, а также при движении по территории комплекса железнодорожного и автомобильного транспорта, доставляющего отходы на переработку и утилизацию.
Перечень загрязняющих веществ, период эксплуатации
Всего 82 наименования вещества объемом 104,6908 т/год, из них твердых веществ 36 наименований – 8,4133 т/год, жидких/газообразных 46 наименования – 96,2774 т/год. Представленные проектные материалы и расчеты приземных концентраций загрязняющих веществ, включение в проектную документацию нескольких ступеней очистки выбросов в атмосферный воздух загрязняющих веществ от стационарных источников доказывают расчетное отсутствие (при нормальном режиме работы предприятия) превышений предельно-допустимых концентраций загрязняющих веществ на границе расчетной санитарно-защитной зоны предприятия, а также в селитебной зоне г. Камбарка (расстояние - около 1,5 км). Объективных данных, доказывающих сверхнормативное негативное воздействие на атмосферный воздух вне границ СЗЗ выбросов ранее действовавшего на данной промплощадке предприятия по уничтожению химического оружия, экспертной комиссией не выявлено.
Воздействие на водные объекты. Ближайшие водные объекты: р. Камбарка на север от площадки на расстоянии 2,95 км, р.Буй на юго-восток от площадки на расстоянии 2,61 км, р.Кама расположена на расстоянии 6 км на юго-запад, Камбарский пруд на северо-запад от площадки на расстоянии 2,6 км. Внутри периметра ПТК «Камбарка» водных объектов и их водоохранных зон не установлено. Сброс загрязняющих веществ в водные объекты в результате реализации проектных решений не предусмотрен. Производственно-технический комплекс имеет систему внутриплощадочных и внеплощадочных сетей и сооружений водоснабжения и водоотведения. К сооружениям водоснабжения относятся хозяйственно-питьевой водопровод, производственно-противопожарный водопровод, система горячего водоснабжения, система оборотного водоснабжения. К сооружениям водоотведения - бытовая канализация, предназначенная для приема бытовых сточных вод, дождевая канализация, предназначенная для удаления атмосферных осадков с кровель зданий и поверхностного стока с территории ПТК «Камбарка». Бытовые сточные воды собираются внутренними сетями бытовой канализации и перекачиваются на биологические очистные сооружения г.Камбарки. Дождевые и талые воды, а также внутренние стоки собираются в резервуар дождевых вод и далее направляются на очистные сооружения объекта. Очищенные дождевые и талые воды перекачиваются в резервуары запаса воды, а затем используются в системе оборотного водоснабжения. Таким образом, проект не предусматривает прямого сброса сточных вод предприятия ( а также талых и ливневых вод) при нормальном режиме работы предприятия в поверхностные или подземные водные объекты, на поверхность водосбора реки Буй и реки Кама.. Наличие накопительных резервуаров сточных вод, значительное расстояние предприятия от водных объектов, незначительный объем образующихся сточных вод и иные предусмотренные проектом мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций, связанных с возможным загрязнением указанных водотоков, позволяют исключить вероятность залповых сбросов загрязняющих веществ со сточными водами предприятия в реки Буй и Кама и выведения из эксплуатации водозаборных сооружений населенных пунктов, расположенных ниже предприятия по течению указанных водных объектов. Проект отмечает антропогенное воздействие на водозаборные сооружения, питающие централизованную систему водоснабжения города Камбарка и расположенные в зоне влияния предприятия по уничтожению химического оружия, что ставит вопрос о закрытии городского водозабора подземных вод и строительстве нового водозаборного сооружения для города. При этом следует учесть, что превышение содержания хлоридов, общей минерализации и жесткости в подземных водах Камбарского района может быть следствием эксплуатации нефтегазовых месторождений Воздействие отходов производства и потребления. На период работ по сносу и демонтажу зданий и сооружений объектов капитального строительства ожидается образование 7 наименований отходов 4-5 классов опасности в суммарном количестве 12715,281 тонн. Из них 3 наименования 4 класса опасности объемом 33,711 т/год, 4 наименования 5 класса опасности – 12681,570 т/год. В период работ по строительству и реконструкции зданий и сооружений ожидается образование 14 наименований отходов 4-5 классов опасности в суммарном количестве 606,548 тонн. Из них 7 наименований 4 класса опасности объемом 36,215 т/год, 7 наименований 5 класса опасности – 570,333 т/год. В период эксплуатации проектируемого ПТК «Камбарка» отходы будут образовываться непосредственно в ходе технологического процесса и от вспомогательных производств/операций. От работы линии термической демеркуризации РСО ожидается образование 6 наименований специфических отходов 1-4 классов опасности в суммарном количестве 0,864 т/год. Из них 2 наименования 1 класса опасности объемом 0,810 т/год, 1 наименование 2 класса опасности – 0,001 т/год, 3 наименования 4 класса опасности – 0,054 т/год. От работы линий физико-химической переработки ожидается образование 18 наименований специфических отходов 1-4 классов опасности в суммарном количестве 7,1125 т/год. Из них 1 наименование 3 класса опасности объемом 0,025 т/год, 17 наименований 4 класса опасности – 7,0875 т/год. От работы линии высокотемпературного обезвреживания отходов ожидается образование 3 наименований специфических отходов в суммарном количестве 2033,401 т/год. Из них 2 наименования 4 класса опасности объемом 1119,721 т/год, 1 наименование 5 класса опасности – 913,680 т/год. От эксплуатации ПТК «Камбарка» ожидается образование 42 наименований вспомогательных отходов в суммарном количестве 416,1815 т/год. Из них 1 наименование 1 класса опасности объемом 0,919 т/год, 2 наименования 2 класса опасности – 1,608 т/год, 11 наименований 3 класса опасности – 3,31913 т/год, 23 наименования 4 класса опасности – 403,6473 т/год, 5 наименований 5 класса опасности – 12,5342 т/год. Проектом предусмотрены технические решения и мероприятия по предотвращению негативного воздействия на окружающую среду образующихся отходов производства (включая отходы подобные коммунальным).
Воздействие на почву На участке изысканий выделены специфические грунты, представленные различными техногенными поверхностными образованиями (ТПО), из которых преобладают урбиквазизёмы, представляющие из себя насыпной грунт, расположенный на природных почвах различной степени нарушения. Общая площадь ТПО составляет 11,3 %. Почвенный покров исследуемой территории за пределами промышленной площадки представлен в основном тремя почвенными разновидностями: дерново-сильноподзолистыми песчаными (55,6 %), серыми лесными глееватыми тяжелосуглинистыми (9,4 %) и пойменными (аллювиальными) болотными иловато-перегнойными (23,7 %). Площадка под планируемое перепрофилирование объекта находится на землях промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения. На территории промплощадки естественный почвенно-растительный покров отсутствует, снятие плодородного и потенциально-плодородного слоя почвы проектом не предусматривается. Территория предполагаемого строительства застроена. Все работы по строительству и обустройству объекта будут проводиться в границах отведённой промышленной зоны. Сбросы загрязняющих веществ на рельеф местности проектом не предусмотрены
Воздействие на растительный и животный мир. На территории Камбарского района расположены ООПТ: «Пизьское урочище» - 7 км к востоку от проектируемого объекта; «Камская грива» - 5 км к западу от проектируемого объекта; «Михайловское клюквенное болото» - 13 км к северу от проектируемого объекта; «Шольинское урочище» - 15 км к северо-западу от проектируемого объекта; «Урочище «Валяй» - 1 км к востоку от проектируемого объекта. ООПТ на территории Республики Башкортостан: «Посадки ели и сосны в Николо-Березовском лесничестве» - 11 км к югу от проектируемого объекта; «Болото «Моховое» в окрестностях с. Николо-Березовка» - 14 км к югу от проектируемого объекта. Участок расположен вне особо охраняемых природных территорий, мест распространения защитных лесов разной категории, водоохраны зон и прибрежных защитных полос водоемов и водотоков. Объекты растительного и животного мира, занесенные в Красную книгу, на площадке проектируемого объекта не обнаружены.
Предварительная оценка проекта При предварительном ознакомлении с проектом Экспертная комиссия выявила и направила на рассмотрение заказчику и проектировщику 73 замечания и предложения по представленной проектной документации, ответы на которые получены 30 октября 2020 года. Из них 15 замечаний экспертной комиссии по проектной документации не приняты и признаны проектировщиком необоснованными или некорректными без соответствующих ссылок на действующие нормативно-методологические документы . Остальные замечания и предложения экспертной комиссии приняты полностью или частично с внесением соответствующих корректировок в проектную документацию.
Рекомендации по доработке проекта. 1. Предусмотреть дополнительные мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций, связанных с аварийными разливами (нарушение герметичности емкостей) токсичных веществ при автомобильных и железнодорожных перевозках с учетом исключения из схемы перевозки и перевалки (растаривания) опасных грузов в селитебной зоне населенных пунктов. Обеспечить учет перевозки опасных отходов с использованием системы ГЛОНАСС. 2. Предусмотреть технологические решения по полному разложению диоксинов в составе выбросов в атмосферный воздух при температурах выше 1250°С и выдержке более 2 секунд, а также регулярный мониторинг содержания диоксинов и фуранов в приземном слое атмосферы на границе СЗЗ объекта с последующей публикацией результатов. 3. Предусмотреть мероприятия по предупреждению подтопления территории и план действий на случай чрезвычайно ситуации при подтоплении территории (в том числе при высоком паводке и возможном прорыве дамбы Воткинского водохранилища), по месту расположения взрывопожароопасных объектов и цехов с непрерывным технологическим циклом. 4.Предусмотреть в локальной смете природоохранных затрат выделение средств на реализацию мероприятий по выводу водозабора из эксплуатации после строительства нового водозаборного сооружения для районного центра вне зоны влияния данного или иного объекта 5. В непосредственной близости от объекта эксплуатируется Камбаркское нефтегазовое месторождение, на котором возможны техногенные землетрясения. Предусмотреть в плане мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций проработку вопросов сейсмоустойчивости зданий и сооружений ПТК, а также плана мероприятий по ликвидации последствий их возможного разрушения при землетрясениях мощностью до 4 баллов. 6. В соответствии с п.3.9 Технического задания на проектирование локальную смету затрат дополнить ведомостью, определенную по проектным данным раздела ПМООС 7. Указать на ситуационном плане в масштабировании линию водораздела реки Буй и реки Камбарка по отношению к планируемому объекту. Доработать ОВОС в части оценки влияния загрязненных мышьяком почво-грунтов на промплощадке на подземные воды с учетом направлений их разгрузки в поверхностные водные объекты. Скорректировать схему отбора проб воды и донных отложений водных объектов в программе экологического мониторинга в соответствии с нормативными требованиями. 8. Обосновать отнесение предложенных проектом технологий в категории «наилучших доступных» со ссылками на конкретные аналоги в актуальных справочниках НДТ. 9. Геоморфологические условия площадки определены как склон р. Камы, далее по тексту как III терраса с аллювиальными отложениями (2.3.3). Отсутствуют показатели интенсивности процесса, площадь поражения, прогноз развития и т.д. С точки зрения освещения геоэкологических условий данного участка описание разреза до 15 м не является информативным, не обеспечивает изучение литолого-фациальных особенностей геологического разреза и гидрогеологических условий для оценки условий инфильтрации, миграции и локализации загрязнений, а также отбора проб грунтов и подземных вод для определения их экологического состояния, существующей степени и глубины загрязнения. С целью определения влияния объекта на подземные воды следует бурить скважины на необходимую глубину до вскрытия первого горизонта подземных вод с последующим отбора и анализом химического состава воды на специфические загрязняющие вещества В связи с подтверждением материалами проекта наличия в донных отложениях реки Камбарка специфического загрязняющего вещества - мышьяка, провести дополнительные расчеты прогнозного влияния загрязненных подземных вод на поверхностные водные объекты, используемые для водообеспечения населенных пунктов питьевой водой. 10. Внести в проектную документацию дополнительные мероприятия по выводу из эксплуатации Группового водозабора питьевой воды АО «136 ЦБПР» и обеспечению водой питьевого качества города Камбарка. 11. Предусмотреть в сводном сметном расчете проекта финансирование мероприятий по участию заказчика в социально-экономическом развитии прилегающих административных территорий.
ВЫВОДЫ 1. Система учета и контроля в сфере обращения с опасными промышленными отходами на территории Российской Федерации отсутствует, а государственная статистическая информация в этой сфере недостоверна. В результате системных и длительных нарушений природоохранного законодательства в области обращения с опасными отходами повышаются риски ущерба здоровью населения, имеет место рост фоновых концентраций загрязняющих веществ в окружающей среде Теневой рынок опасных отходов наносит колоссальный неучтенный вред окружающей среде и экономике России. В Российской Федерации остро стоит задача создания системы контроля в сфере образования и движения опасных промышленных отходов и формирования инфраструктуры сбора, транспортирования, утилизации и обезвреживания опасных отходов. Статья 3 ФЗ «Об отходах производства и потребления» определяет обезвреживание отходов как одно из приоритетных направлений государственной политики в этой области. В связи с указанным «Производственно-технический комплекс по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов I и II классов опасности «Камбарка» является исключительно природоохранным объектом, предотвращающим реальный статистически неучтенный экологический вред окружающей среде и здоровью населения на значительной территории Российской Федерации. 2. Антропогенное влияние любого производственного объекта на окружающую среду не может быть предотвращено в полном объеме. Представленная проектная документация предусматривает технические решения, минимизирующие негативное воздействие на окружающую среду и позволяющие сделать вывод о допустимости такого воздействия в границах санитарно-защитной зоны проектируемого объекта. 3. Проектируемый объект 1 категории опасности основан на внедрении наилучших доступных технологий. 4. Проектная документация «Производственно-технический комплекс по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов I и II классов опасности «Камбарка» в основном соответствует требованиям законодательства об охране окружающей среды и может быть рекомендована для реализации с учетом вышеуказанных рекомендаций экспертной комиссии. Экспертное заключение на 17 стр. 30.11.2020
|
Новости
О ЛИКВИДАЦИИ СВАЛОК ОТХОДОВ В БАШКИРИИ
До конца года в Башкирии обещают ликвидировать все неофициальные свалки. 14.07.2024
Опровержение
12.07.2024
О повышении квалификации работников, отвечающих за противодействие коррупции
При необходимости повышения квалификации работников, отвечающих за противодействие коррупции, можно воспользоваться прилагаемым по ссылке предложением Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации 27.04.2024 Взаимодействие с государственными органами
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
разработка сайта TopMaster |