Вы находитесь:   ОПРО Новости Эколог Александр Веселов: «Нужна революция в сфере обращения с промотходами»

Эколог Александр Веселов: «Нужна революция в сфере обращения с промотходами»

А с новой мусорной реформой добавилась еще одна головная боль – нет мусороперерабатывающих заводов и легитимных полигонов для хранения промотходов. Об этом и других кровоточащих проблемах в сфере экологии Башкирии мы поговорили с председателем Союза экологов РБ, председателем некоммерческой организации «Объединение предпринимателей по рециклингу отходов» и генеральным директором Ассоциации юристов-экологов России Александром Веселовым.

– Александр Калинович, вы не раз говорили о необходимости создания в Башкирии полигона для хранения промышленных отходов. Насколько это важно?

– Сейчас происходит накопление опасных отходов в хранилищах, не соответствующих экологическим и санитарно-эпидемиологическим требованиям. К тому же в Башкирии территориальная схема обращения с отходами, в том числе и коммунальными, не включает в себя полную и достоверную информацию об источниках, объемах образования опасных промотходов и их дальнейшем движении. 

Отсутствуют балансовые схемы образования и движения промотходов в разрезе муниципальных образований. Учет обращения с промотходами ведется в основном по госотчетам только крупных и средних предприятий без оценки их соответствия проектной документации, технологическим регламентам и фактическому состоянию по видам и классам опасности отходов.

Множественные захоронения опасных отходов на территории республики являются одной из основных причин, почему Башкирия занимает третье место в России по числу онкобольных. Раньше причиной низкой продолжительности жизни называли плохое качество жизни, мол, много пьем и курим. Но сейчас в Европе пьют и курят больше, а живут на 15 лет дольше нас. Так что проблема в основном в качестве окружающей среды.

«Жители травятся, пока министерство успокаивает население»: в Уфе подвели итоги Года экологии

Еще экс-глава Башкирии Рустэм Хамитов на коллегии Минэкологии РБ в 2014 году говорил, что республика получит 10 млрд рублей на ликвидацию четырех объектов накопленного экологического вреда, в том числе и на санацию «Уфахимпрома». Я ему сразу сказал, что ничего не получится, так как эта программа на федеральном уровне не утверждена, денег на все это нет, а министерство вас просто обманывает. 

Действительно, мы ничего так и не получили. Только сейчас, когда президент РФ утвердил своим указом национальный проект «Экология», небольшие деньги на проектирование начали выделяться. Но на ликвидацию этих объектов нужны громадные суммы. Например, для ликвидации городской свалки в Стерлитамаке потребуется около 1 млрд рублей. А кто его выделит? В бюджете нет таких денег.

Новые малоотходные технологии на основных производствах внедряются лишь в порядке исключения. Индустрии переработки или обезвреживания промотходов в республике нет, конкурентная среда в данном сегменте рынка деформирована в сторону применения демпинговых цен и удешевления услуг по обезвреживанию отходов за счет их несанкционированного размещения. Иногда недобросовестные предприниматели или крупные предприятия свои опасные отходы просто зарывают в землю, оставляя эти проблемы будущим поколениям.

https://avatars.mds.yandex.net/get-turbo/1651485/rthbfa7f2564e50fd50ea9a6ff7aa4867a7/max_g480_c12_r4x3_pd10

Экологи Башкирии: «Техногенных катастроф, как в Сибае, будет еще больше»

– Почему у нас не занимаются переработкой отходов?

– До прошлого года у глубокой переработки отходов было много противников. В первую очередь против нее выступал экс-министр экологии РБ Илдар Хадыев. Я его убеждал, что, если не создадим инфраструктуру переработки отходов с получением из них востребованной продукции, экономика в этой сфере не будет работать. Мы никогда не сможем организовать раздельный сбор мусора, если не создадим производство для его переработки. Вторичное сырье должно быть дорогим.

Сегодня стекло, например, стоит максимум 4 рубля за кг. При этом у нас в республике его не принимают, а транспортные расходы не окупаются. Сбор ПЭТ-тары тоже не рентабелен для транспортировки, потому что она имеет большой объем, а после прессовки ее масса становится незначительной. К тому же пластиковые емкости нужно отмывать, убирать крышки и этикетки, разделять по цвету, иначе цена сырья будет низкой. 

Республике нужны инвестиции в сферу глубокой переработки отходов, строительство современных экологически безопасных полигонов для неутилизируемой части отходов, внедрение малоотходных технологий. Поэтому хочу призвать потенциальных инвесторов, включая иностранные компании, открывать у нас предприятия по переработке отходов, а органы власти республики прошу создать режим максимального содействия экологически эффективным проектам.

https://avatars.mds.yandex.net/get-turbo/1728532/rth49d3ab66a62bad3f202f5e66d6c8a7d6/max_g480_c12_r4x3_pd10

Фото: rg.ru

С последним у нас большие проблемы по сравнению в продвинутыми регионами. Причиной этого является десятилетиями устоявшийся менталитет значительной части наших чиновников, зараженных вирусами безответственности и коррупции. В подтверждение расскажу одну парадоксальную историю, обычную для нашего региона. Руководитель одной из зарубежных фирм, которая несколько лет работает в сфере переработки отходов по всей России, выступал на недавнем международном съезде региональных операторов ТКО в Уфе. Он рассказывал об успешной работе в Европе, Сибири и на Дальнем Востоке. Зарегистрирована компания в Уфе, что меня удивило. Как выяснилось, это довольно мощное производственное предприятие в республике свою деятельность вообще не ведет. Мне объяснили это тем, что в Башкирии процветают безответственность чиновников, коррупция, вымогательство, а сами предприятия, образующие отходы, за их обезвреживание требуют «откаты» наличными (до 40% от суммы договора). 

Иностранные фирмы, дорожащие своей репутацией, стремятся соблюдать экологические стандарты и отказываются от таких сомнительных сделок. Но находится хотя бы один местный предприниматель, у которого есть «крыша» и способ обналичивания полученных от заказчика средств. В результате опасные отходы закапываются на бытовых районных свалках или просто в лесах и полях. Прибыль от такой «утилизации» равна десяткам миллионов рублей и делится между должностными лицами предприятия-заказчика и этим местным предпринимателем. И это, увы, далеко не единичный пример экологических преступлений.

Это сформировавшаяся в республике закрытая система, в которой крутятся большие финансы, но на которую не обращают внимания правоохранительные органы. До меня дошла информация, что в некоторых фирмах инженеров-экологов заставляют подписывать документ о неразглашении информации об отходах (сколько образовалось, класс опасности, способ утилизации).

Оператор проекта мусороперерабатывающего завода в Благовещенске продлил экспертизу

В Благовещенске проведут референдум против строительства мусорного полигона

– Как предприятия скрывают способ утилизации отходов?

– Обычно крупные предприятия имеют свои полигоны без гидроизоляции, построенные на территории городов еще в середине прошлого века. На них закапывают отходы, чтобы не платить сторонним организациям за обезвреживание. При этом результаты учета отходов и производственного экологического мониторинга на таких объектах тщательно скрываются от надзорных органов. Либо просто фальсифицируются. А те предприятия, у которых нет своих объектов размещения отходов, проводят тендеры и зачастую заключают договоры с сомнительными фирмами, не имеющими возможности обезвредить полученные отходы. 

Бывает и так, что фирма по переработке отходов берет деньги за утилизацию, часть отходов сжигает, а оставшуюся часть просто закапывает в неположенных местах. Таким образом они увеличивают свою прибыль, предлагая демпинговые цены на свои услуги. Например, в прошлом году директор компании «Уральские промышленные технологии» была приговорена к 6,5 годам лишения свободы за то, что фирма забрала токсичные отходы для обезвреживания, но вместо этого «забыла» их в Бирске на заброшенных складах.

 

Наша республика накопила большое количество нефтешламов и прочих нефтесодержащих отходов. По этому показателю Башкирия лидирует в Приволжском федеральном округе. Как правило, нефтедобытчики передают своим прикормленным предпринимателям большие объемы нефтешламов по формально проведенным тендерам. Обычно это маленькие фирмы, которые готовы за меньшую сумму забрать отходы, и в 30-40% случаев они вывозят отходы на нелегальные захоронения. Например, зимой этого года в одном из заброшенных цехов «Уфахимпрома» при пожаре случайно обнаружили большое количество терефталевой кислоты. Это были отходы АО «Полиэф». По моей информации, предприятие объяснило, что отходы были переданы одной известной коммерческой фирме, находящейся на территории «Уфахимпрома».

Второе нарушение обнаружила в прошлом году Башкирская природоохранная прокуратура. Нашли свалку нефтешламов, смешанных с куриным пометом и денежными купюрами, подлежащими утилизации, рядом с нефтеперерабатывающим заводом в Уфе. Как выяснилось в суде, данные отходы также «переработала» та самая фирма. Никаких санкций от надзорных органов в ее адрес не последовало. Показательный пример, не правда ли?

Сланцевая революция в России: чем грозит Башкортостану добыча «трудной нефти»?

– Какие отрасли переработки отходов могли бы прижиться в Башкирии?

– Актуален вопрос по оргтехнике. У нас есть пара маленьких фирм, но они опять-таки вывозят отходы за пределы Башкирии. Сейчас старую технику принимают крупные сетевые магазины. Можно сказать, механизм потихоньку начал работать.

Но сбор и утилизация ртутьсодержащих элементов, батареек, энергосберегающих лампочек остаются без внимания. Башкирия первая в России начала раздельный сбор энергосберегающих ртутьсодержащих ламп и батареек. В Уфе установлено около 1000 специальных контейнеров. 26 муниципалитетов тоже поддержали эту инициативу. Мы пионеры в этой отрасли, но сейчас и это сходит на нет, потому что управляющие компании не хотят платить за сбор и утилизацию. Меры необходимо принимать на уровне республики. 

Отмечу, что ртутьсодержащие лампы относятся к первому классу опасности. Их нельзя размещать на свалке, так как выделяемые пары ртути опасны для окружающей среды и здоровья населения. В Германии мне рассказывали, что, если на конвейере сортировочного комплекса улавливаются пары ртути, то конвейер автоматически останавливается. Если простой житель выкинул в мусорный контейнер такую лампочку, на него накладывается огромный штраф. Для них нормально, что граждане сообщают в госорганы об экологических нарушениях, например, своих соседей. Это считается почетным гражданским долгом. Я побывал в маленьком немецком городке с населением около 150 тысяч жителей. 100 человек входят в штат экологической службы города. У них есть аккредитованная лаборатория, люди могут в онлайн-режиме сообщать о проблемах. Если, допустим, в Рейне обнаружится нефтяное пятно, экологическая служба идет по следам, находит компанию-виновника и выписывает штраф. Это наносит большой ущерб имиджу компании, что в будущем грозит убытками, поскольку потребители, в том числе и простые жители, объявляют бойкот выпускаемой компанией продукции. Сразу же распространяется информация о том, что компания не соблюдает европейские экологические стандарты. 
А вот в уфимской службе работают всего три человека. И то они практически бесправны, кроме сбора информации ничего сделать не могут. А в других муниципалитетах республики вообще нет экологических служб.

Круглый стол «Итоги Года экологии»: «Республика погружается в болото коррупции и бездействия»

– Может, нам тоже стоит увеличить штрафы и вводить более жесткие санкции за нарушения?

– У нас предусмотрены штрафы, есть даже непосильные. Вопрос лишь в контроле, а у нас сложилась лишь какая-то видимость надзора, вызванная лояльностью федерального законодательства. Допустим, в Управлении Росприроднадзора по РБ работает 21 госинспектор. В год они проводят примерно 25 проверок. Мы посчитали, и получилось, что одну компанию проверяют раз в 50 лет, а занимаются этим 1-2 человека. Но эти люди не могут же быть специалистами во всех областях, чтобы комплексно дать правовую оценку. У Минэкологии РБ те же самые ограничения, без прокуроров на предприятия они и не суются. Лозунг «Не кошмарить бизнес» очень сильно сказывается на снижении экологической безопасности. Сейчас компании отправляют липовые отчеты о выполнении природоохранных мероприятий, но половина написанного в них – неправда, все показатели занижены (перечень отходов, класс опасности, объемы, результаты мониторинга).

В советское время Госкомэкологии СССР эффективно работал. Наверное, поэтому его и ликвидировали в 2000 году. Кроме того, нельзя разделять охрану природы и управление качеством окружающей среды по ведомствам (Минэкологии и Росприроднадзор). Надо формировать комплексную и эффективную экологическую политику, а не работать лишь по своим узким направлениям. У нас 15 федеральных и региональных ведомств, которые так или иначе занимаются экологическими проблемами, но, как говорится, у семи нянек дитя без глаза.

В Башкирии раскритиковали работу Минэкологии

– На каких территориях должны находиться полигоны? Сколько нужно таких объектов в Башкирии?

– На данный момент нам нужно как минимум три полигона для промотходов: в районе Уфы, Южного промузла, на юго-востоке или в Зауралье. Все остальные объекты нужно закрывать, особенно в черте городов. Законодательство прямо запрещает размещение подобных объектов в черте города. При этом ни одна свалка бытовых отходов или полигон промотходов, как я полагаю, не рекультивированы в соответствии с проектом. А я напомню, что отходы размываются грунтовыми водами, вредные вещества попадают в пресные воды. Поэтому я и говорю, что из родников пить уже нельзя.

https://avatars.mds.yandex.net/get-turbo/758461/rth7f39ccf0078fdfb85d4bd952fd8f6ce5/max_g480_c12_r4x3_pd10

А. Веселов с экологом М. Сафаровым

У нас нет системы, нет эффективного и комплексного управления в экологической сфере. Считаю, что пора проводить революцию в сфере обращения с промотходами. Надо менять отношение органов власти к этой проблеме. Меня настораживает закрытость информации о состоянии окружающей среды и мерах по ее охране в РБ, а у республиканских СМИ индекс экологического цитирования близок к нулю. В лучшем случае обсуждают уборку парков, пишут про любовь к родному краю, грубо говоря, рассуждают о «пестиках и тычинках». Извините, но мы 80 лет воспитываем в человеке любовь к природе, но это не работает. Нужно действовать методом кнута и пряника: прививать любовь к окружающей среде, но при этом и стимулировать соблюдать законы путем наложения штрафов, привлечения к материальной и уголовной ответственности. А у нас редко штрафуют предприятия, максимум выпишут штраф на 100 тысяч рублей. Что значит эта сумма для крупной фирмы? Заплатят и дальше будут нарушать.

– Как наладить работу этой системы?

– Граждан нужно мотивировать платить за мусор. Они должны понимать, что это их отходы, что государство не должно убирать за ними. Это должно стать такой же обязательной платой, как за электроэнергию или иные коммунальные услуги. При этом надо платить не только за вывоз, но и за размещение, негативное воздействие на окружающую среду, ликвидацию свалок. Собранные деньги необходимо инвестировать в региональных операторов ТКО. Чтобы это все заработало, нужно создать систему раздельного сбора мусора (делить на сухой и мокрый) и контролировать запрет вывоза опасных промотходов на бытовые свалки.

Однако наша республика не потянет расходы на контейнеры для создания парка раздельного сбора ТКО. В городах еще более-менее ситуация складывается, а в деревнях организовать это практически невозможно. Кроме этого, нужны мусоровозы для каждого вида отхода. Поэтому на первом этапе нам легче разделять на мокрый и сухой мусор.

https://avatars.mds.yandex.net/get-turbo/1683330/rth60233f255c00a191e3d47d7f2d05f488/max_g480_c12_r4x3_pd10

Вот так копится мусор в некоторых районах республики

– Получается, и программа раздельного сбора мусора не сможет успешно реализоваться?

– Эта программа у нас пока в полной мере не сможет заработать. Сейчас мусор вывозится в ближайший легитимный полигон, но у нас объектов, включенных Госреестр объектов размещения отходов (ГРОРО), всего около 50. Если вы заметили, эти свалки периодически горят. Их поджигают сами владельцы, чтобы уменьшить объемы захоронения. При этом получаем огромное количество токсичных выбросов: диоксины, фураны, четыреххлористый углерод, бензапирен и пр.

Еще одна проблема – тарифы на вывоз мусора. В Башкирии установлены самые низкие тарифы: 30 рублей для села и 75 рублей для города. Это абсолютно нерентабельно. Транспортировщики не получают в полном объеме деньги от региональных операторов за вывоз отходов, потому что те не получают их от населения. Даже по таким минимальным тарифам сложно собрать деньги, так как ценник резко вырос. Если раньше в Уфе с квартиры выходило в среднем 25 рублей, то сейчас за одного только человека нужно платить 75 рублей.

Люди говорят, что ничего не изменилось: как мусор не вывозили, так и не вывозят. Мол, зачем тогда платить больше. Я в таких случаях в ответ спрашиваю: «А вы за 25 рублей повезете свой мусор на свалку?». Не повезут, потому что даже бензин не окупится. Нужны деньги на погрузку и перегрузку мусора, размещение на свалке, его переработку и ликвидацию старых свалок. Еще регоператорам нужно платить налоги. Но все почему-то думают, что мусорная сфера – это какое-то «золотое дно».

Сейчас, чтобы бороться с недобросовестными мусоровозами, которые получают деньги за сбор и выбрасывают отходы где-то на деревенской свалке, внедряют систему ГЛОНАСС. Но сразу всего не сделаешь, поэтому пока мусор в деревнях возят на каких-то тележках и тракторах.

https://avatars.mds.yandex.net/get-turbo/1937157/rth27479cb81259dbecbf7a76f0ee90216d/max_g480_c12_r4x3_pd10

В некоторых населенных пунктах Башкирии мусор убирать не привыкли 

Башкирия снова в конце рейтинга экологического благополучия регионов

– Как, на ваш взгляд, можно создать систему управления отходами?

– Нужно совершенствовать нормативно-правовую и технологическую базы для повышения эффективности системы обращения с отходами, ликвидировать старые объекты размещения отходов, не отвечающие нормативным требованиям, создать благоприятные условия для привлечения организаций по обезвреживанию и переработке отходов. 

К тому же необходимо контролировать наличие лицензий на обращение с опасными отходами, исключить возможность вывоза на полигоны ТКО отходов 1-3 классов опасности (посредством внедрения безотходных технологий, обезвреживания или использования отходов на производственной территории предприятий-владельцев). Реформа в этой сфере медленно и трудно идет. Другого пути у нас нет.

Нурия Фатхуллина

13 июня 2019

Источник: proufu.ru

23.09.2019

Новости
СРАВНИМ УПРАВЛЕНИЕ ОТХОДАМИ В ДВУХ СОСЕДСТВУЮЩИХ РЕГИОНАХ

Вчера губернатор Челябинской области Алексей Текслер обратил внимание на работу по ликвидации объектов накопленного вреда окружающей среде в области.

24.01.2024
ФАС РАССМАТРИВАЕТ РЫНОК ОТХОДОВ БАШКИРИИ АНФАС И В ПРОФИЛЬ

16 января с.г. Федеральная антимонопольная Служба (ФАС России) рассмотрела в очередной раз на специально созданной комиссии по административному делу против Минэкологии РБ дело о нарушении антимонопольного законодательства при проведении трех аукционов на 9,5 млрд рублей по проектам строительства новых полигонов для захоронения отходов в Уфимском, Краснокамском и Дюртюлинском районах Башкирии

18.01.2024
СУД НАД «ТАБИГАТОМ»: ПОСЛЕСЛОВИЕ

Арбитражный суд Республики Башкортостан сегодня наконец-то вынес решение прекратить процедуру банкротства государственного предприятия «Табигат», созданного в далеком 2003 году по предложению Союза экологов РБ для управления отходами на территории РБ

21.12.2023
Страницы: 1 | 2 | 3 | 4 | 5
Взаимодействие с государственными органами

Камское   бассейновое  водное  управление

Управление Росприроднадзора по РБ


разработка сайта TopMaster