Вы находитесь:   ОПРО Новости Экология должна стать престижной?

Экология должна стать престижной?

 В  июле   этого  года   прошло   заседание    Президиума   Государственного Совета   РФ, где  в числе прочих  рассматривался  вопрос  о  дальнейшей  передаче  полномочий    от федерации в  регионы в  части  природопользования  и охраны  окружающей среды . Принято    «соломоново  решение»  о проведении  предварительного  эксперимента  на базе  г. Москвы  и Пермского края, одновременно     сделав  анализ     эффективности  реализации  уже переданных регионам  полномочий  и  организовав общественные  обсуждения  данной  проблемы  в  рамках  проекта «Открытое   правительство».  Приглашаю  читателей   обсудить    этот вопрос  и  для  основы  обсуждения    предлагаю  свою, может быть не  бесспорную, точку  зрения.

 

         В  соответствии  со ст. 72  Конституции РФ вопросы  природопользования, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.  Тем не  менее,   практика  развития  федерального  законодательства  с  2000 года пошла  по  тупиковому пути разделения полномочий в этой  сфере,   имеющей  прямое  отношение и затрагивающей  жизненно важные интересы  абсолютно всего населения. Если  до  2000  года  в  России    довольно  успешно  действовал  Госкомитет   по экологии РФ,   чьи  территориальные  подразделения  имели    двойное  подчинение (федеральному  центру  и правительству  соответствующего  региона), то  далее  регионам  позволили  создавать  собственные  министерства   и ведомства,  подчиняющиеся  исключительно    местным  политикам  и    слабо  реагирующие  на   федеральные   природоохранные  структуры. При  этом    разрешительные   функции  на выбросы в  атмосферу, сбросы  сточных  вод  в  водные  объекты, размещение  отходов,  лицензирование   в  области  обращения  с  отходами   осталось   полностью  за  Росприроднадзором,, как и  государственный   экологический  надзор  за   крупными   предприятиями. Основная  же  часть  - мелкие  природопользователи  осталась   за  контролем  со стороны   региональных  природоохранных  министерств  и ведомств.

При этом   очевидно, что добиться   хотя  бы стабилизации  экологической  ситуации     невозможно, осуществляя  контроль  за  отдельными  предприятиями на  двух  самостоятельных  уровнях, тогда  как   охраной   природных  комплексов и  территорий  не  занимается  ни один  государственный  орган. Отсутствие  комплексности  управления   природопользованием  и  обеспечением  экологической  безопасности в  России  приводит  к  повсеместной  деградации   окружающей среды,   росту   экологически  обусловленной  заболеваемости и  преждевременной  смертности населения.   Поэтому   Федеральной  службе  по  надзору  в сфере  природопользования  требуется особый  статус  и это   должен  быть единый  с  субъектами  федерации  государственный  надзорный  орган  по аналогии с   Роспотребнадзором,  МЧС  России,  МВД  РФ и другими федеральными структурами, не  имеющими   разделения  функций  с   региональными  органами власти, но  довольно успешно  выполняющими  эти  функции.

         Наметившаяся  тенденция по продолжению  передачи    федеральных полномочий в  сфере  природопользования региональным  органам  власти  приведет  лишь к  усугублению  экологической ситуации, поскольку  уровень  коррупции   на  местах  неизмеримо  выше    федерального и  степень местного  административного  влияния  на  принятие   решений региональными   природоохранными  органами  на  порядок существеннее.

Примером   может  служить  невозможность  или неэффективность  проверок   Росприроднадзором  уже  переданных субъектам  федерации  полномочий  в области   предоставления  водных  объектов, управления  лесами ,  общераспространенными  полезными  ископаемыми, использованием  животного мира в  ряде  регионов  России.

         Прежде  чем   реализовывать очередной   шаг  по передаче   экологических  функций   в  регионы    федеральной  властям   желательно   оценить как  выполняются    уже  переданные  функции . Даже поверхностный  предварительный  анализ, увы.  показывает   печальную  картину.  К примеру,  предоставление   регионам  права      выдавать разрешения  на  водопользование  привело    к  почти  повсеместной  застройке    берегов  водных  объектов   коммерческими  и  частными    базами и коттеджами,  и   для населения  возникла  проблема   доступа  к   воде. Так  в  Республике  Башкортостан  частному  предпринимателю  предоставлена   для  рекреационного использования   вся река  Ашаеш  от  истоков  до  устья, берега  озер и  водохранилищ ( Якты –Куль, Павловское  водохранилище и др.)     или уже  застроены   или  процесс  застройки идет  полным  ходом, причем  без   канализования  и очистки сточных  вод . На  территории   региональных природных парков  «Кандры-Куль»  и  «Аслы-Куль»  построены  без согласования с  дирекцией   парков   горно-лыжный  комплекс  и  коттеджный  поселок  соответственно ,  и  есть   тенденция    дальнейшего  строительства  в  ущерб  природе  и  населению.

         Передача  регионам  функций   управления    гослесфондом, с  одной  стороны,  позволила  организовать  работы  по тушению  лесных  пожаров, с другой  стороны,  стали резко  сокращаться  площади  хвойных, дубовых и липовых  лесов при отсутствии   лесовосстановительных    работ  в       объемах   их вырубки.  Передача  функций   управления  городскими лесами   привела  к  раздаче      властями    в  субъектах  федерации  парков, скверов и аллей  под  коммерческую  застройку. В  Уфе,  к примеру,   полным  ходом идет   снос  полноценных и  здоровых   лип, тополей, берез при расширении    уличных  автодорог,  якобы, для   оптимизации   движения  транспорта.  При этом  экологический  эффект    таких  действий  имеет  знак « минус»  при массовых  протесах  жителей.

         Может быть,     распоряжение   местными  властями   добычей общераспространенных  полезных ископаемых  является образцовым?. Увы,  большинство   карьеров  песчано-гравийной  смеси  не имеют разрешительных  документов, но ,,,  эксплуатируются  и   коммерсанты  за  наличные  деньги  массово  продают  ПГС  застройщикам. Кстати,   обмеление   реки Белой в  районе  города  Уфы  имеет  одной из причин  как раз    разработку    десятков  русловых и пойменных   карьеров.

         Региональные    власти  всех  субъектов  федерации   уверяют  органы  статистики, что  численность  охотничьих  промысловых   животных  и птиц   увеличивается, при этом   как-то скромно умалчивая  про  достоверность   и объективность  способов  этого   учета. То есть, сами  дают разрешения  на отстрел  объектов охоты  десяткам тысяч   охотников и сами же   себя  контролируют, рисуя  красивые   цифры  , характеризующие     «богатство» фауны  в  своих  регионах.  Однако , туристы   наблюдают   иную картину: все  реже   можно встретить  в  лесах   к  при меру лося и кабана,   резко  сократилась   численность  боровой  дичи,  зайца-русака.

         Не  выдерживает критики и объективность    проведения   государственной  экологической   экспертизы  в регионах.

         К  сожалению,     численность  Федеральной  службы   по надзору  в сфере  природопользования  при наличии    больших полномочий  не  соответствует   напряженной  экологической  ситуации, а муниципальный  экологический  контроль, эффективно   работающий  в  европейских странах, в  России  отменен  с  2002  года.

         В  общем,    даже  эта  неэффективная система   управления    рациональным  природопользованием  и  охраной  окружающей среды в  России  находится  на грани  полного краха,  и окончательно  добьет  природу, как  основу    жизни  местного   населения,  решение  о  передаче  оставшихся  у  федерального центра экологических  функций на  места , а эта  сфера  станет   самой  коррупциогенной  в   нашей стране.

         Утвержденные   Президентом  РФ  Д.А. Медведевым  30 апреля  2012  года  «Основы   государственной  политики в  области  экологического  развития   до 2030 года»,  увы, не  являются  нормативным актом,  но тем не  менее  весьма  желательно   направить  этот   документ  в субъекты  федерации  для  разработки   соответствующих   региональных  концептуальных  законов об экологической  политике, что , вкупе  с   разработкой  федеральным  министерством природопользования и экологии  национального плана  действий ,  даст  механизм   реализации  Основ.

  Вызывают  неоднозначное   отношение  и  новаторски е  решения  в  области  управления  отходами.  С  29  июня   сего  года  с  вступлением  в  законную  силу    изменений в  действующий  федеральный  закон  «О  лицензировании  отдельных  видов  деятельности»  отменено  лицензирование  на  сбор и использование  опасных  отходов , что неизбежно приведет  к резкому  росту теневого  рынка   отходов  и мы  получим  неизмеримо больше е число    несанкционированных    свалок   и захоронений  опасных  веществ и материалов. Однако нужно  отметить  парадокс-  законодатель   оставил в   силе   положение  ст. 4  ФЗ «Об  отходах производства и  потребления», обязывающее   владельца  опасных отходов  передавать  их  только  лицензированным   организациям, имеющим   возможность   обезвреживания  или захоронения данных  отходов, а  действующее   положение  о  лицензировании  все  еще  включает  все пять   видов обращения с  отходами.

         В  Государственной  Думе РФ   подготовлен на второе  чтение   согласованный    с заинтересованными сторонами  законопроект, дающий    механизм экономического  стимулирования  в  обращении с  отходами. , включая   перевод   лицензирования   обращения с отходами     в     форму  допуска  саморегулирующей   организации. При этом    должен  быть введен   утилизационный  сбор для  изделий  и материалов, отслуживших  свой  срок    и   их упаковки   на  всю   ввозимую в  РФ  и  изготовляемую   в  стране   продукцию,  по аналогии с    уже  введенным  с  1   сентября  2012  года порядком   сбора на  авторециклинг.  В  идеальном      плане   из  этих   средств   под  управлением национального оператора  по обращению с отходами   будет  финансироваться  формирующаяся  отрасль отходов  в  части  разработки  и  внедрения  новых  технологий,   реализации  пилотных  проектов  и т.д.   Право  утверждения  норм  образования  отходов  передается   органам  местного самоуправления , а  ответственностью  за   вывоз и  размещение   твердых бытовых отходов  органы   местного самоуправления   поделятся    с  органами  власти   регионов.

         Данный  законопроект   вносит   изменения  в ряд  действующих  законов и  со  следующего  года   управления  отходами в  России  должно стать   весьма  выгодным  бизнесом, имеющим   значимый  экологический и экономический  эффект.

         Однако в  деле  охраны  природы   накопилось  столько  нерешенных  проблем , требующих   правового регулирования и политической  воли,  что требуется    обсудить   ситуацию и выработать   консолидирующую  позицию  в рамках    всероссийского    политического  мероприятия .  Последний, третий  по счету, Всероссийский  съезд  по  охране  природы   был  проведен  в  2003  году в  Саратове.  С  учетом    острой  необходимости в  коренном   переломе  отношения  к  экологии в  России  со стороны  всех  уровней  власти,  бизнеса  и широких слоев  общественности,  с  целью   формирования   адекватной  политики  в  этой  жизненно  важной  сфере     есть  необходимость    начать  под руководством   федерального министерства подготовку  4-го  Всероссийского  съезда  по  охране  природы. 

 

  А.К. Веселов, председатель  Союза экологов  Республики  Башкортостан, председатель  Ассоциации  по  отходам  производства и  потребления  РБ

 

 

23.09.2019

Новости
СРАВНИМ УПРАВЛЕНИЕ ОТХОДАМИ В ДВУХ СОСЕДСТВУЮЩИХ РЕГИОНАХ

Вчера губернатор Челябинской области Алексей Текслер обратил внимание на работу по ликвидации объектов накопленного вреда окружающей среде в области.

24.01.2024
ФАС РАССМАТРИВАЕТ РЫНОК ОТХОДОВ БАШКИРИИ АНФАС И В ПРОФИЛЬ

16 января с.г. Федеральная антимонопольная Служба (ФАС России) рассмотрела в очередной раз на специально созданной комиссии по административному делу против Минэкологии РБ дело о нарушении антимонопольного законодательства при проведении трех аукционов на 9,5 млрд рублей по проектам строительства новых полигонов для захоронения отходов в Уфимском, Краснокамском и Дюртюлинском районах Башкирии

18.01.2024
СУД НАД «ТАБИГАТОМ»: ПОСЛЕСЛОВИЕ

Арбитражный суд Республики Башкортостан сегодня наконец-то вынес решение прекратить процедуру банкротства государственного предприятия «Табигат», созданного в далеком 2003 году по предложению Союза экологов РБ для управления отходами на территории РБ

21.12.2023
Страницы: 1 | 2 | 3 | 4 | 5
Взаимодействие с государственными органами

Камское   бассейновое  водное  управление

Управление Росприроднадзора по РБ


разработка сайта TopMaster