Вы находитесь:   ОПРО Новости Учет образования, контроль утилизации, обезвреживания и размещения опасных отходов производства: актуальные проблемы и пути их решения

Учет образования, контроль утилизации, обезвреживания и размещения опасных отходов производства: актуальные проблемы и пути их решения

  Ситуация характеризуется  следующим:

-  в  результате реализации  мероприятий  РЦП «Совершенствование системы управления промышленными отходами на территории Республики Башкортостан на 2013-2020 годы»     планировалось вовлечение в повторную переработку около 14 млн. тонн отходов производства и потребления в год.  Из  них 14 % приходится на долю  отходов сельскохозяйственного производства, 74 % - на долю отходов, образующихся при добыче полезных ископаемых, 9 % - отходы обрабатывающих производств, 1 % на отходы, образующиеся при производстве и распределении электроэнергии, газа и воды, 1,5 % - на  отходы ЖКХ. Информация  о     достижении   данных  показателей  отсутствует.

- на территории Республики Башкортостан расположено более 200 мест хранения промышленных отходов общей площадью 2632 га.   В  настоящее  время   в  ГРОРО   включено    всего 18  объектов  размещения    промотходов. Остальные   объекты     сняты   с  учета  без  осуществления  комплекса  мероприятий  по   обезвреживанию, переработке   или  по безопасному   хранению  таких  отходов,  Результаты  экологического  мониторинга на  таких  объектах  отсутствуют.

- по городам Республики Башкортостан г.Уфа занимает лидирующую позицию по количеству мест хранения промышленных отходов, что связано с наличием шламонакопителей   с площадями от 0,5 до 15 га таких предприятий как ОАО "Уфанефтехим", ОАО "УНПЗ", ООО "Башкирская Генерирующая Компания", ОАО «Новойл», промышленных свалок ОАО "Уфаоргсинтез" и иловых площадок «Уфаводоканал».Общая площадь хранения промышленных отходов по г.Уфа составляет 220 га, что составляет 8 % от площади всех накопителей  хранения промышленных отходов по Республике Башкортостан.

- идет  процесс  накопления   опасных  отходов     в   хранилищах   опасных  промотходов, не соответствующих современным экологическим и  санитарно-эпидемиологическим  требованиям   в  черте  городов:  «Новоил», Уфанефтехим,   Уфаоргсинтез,   УМПО,   Промводоканал  и ГПНХС  (г.Салават),   УГОК  (г.Сибай) и др.

- республика   имеет крупные объекты   накопленного  экологического  вреда:   промплощадка  «Уфахимпром»,   Семеновская  ЗИФ    в  Баймакском  районе, Кантюковское   поле   (на 22 кв. км  подземные  воды  загрязнены  нефтепродуктами) и  «креозотный  тупик»  нефтехимических  отходов  в  Васильевке Стерлитамакского  района,  Михайловский   карьер   (опасные  промотходы),  промплощадка    Башкирского    биохимкомбината  (Благовещенск), Сибайский  шламонакопитель, Цветаевский    полигон     особо опасных  промотходов  в  Гафурийской районе и т.д.

-  республиканская территориальная   схема  обращения с    отходами,  включая  твердые  коммунальные   отходы  и  иные   статистические  документы  не  включают  в  себя   полную и  достоверную  информацию об  источниках   и   объемах   образования   промотходов  и  их  дальнейшего  движения   до   окончания   жизненного  цикла.  Отсутствуют  балансовые    схемы    образования  и движения   промотходов  в  разрезе   муниципальных  образований.   Учет  обращения с  промотходами   ведется  в  основном     по  госстатотчетам только    крупных  и средних  предприятий  республики   без  оценки    их  соответствия    проектной      документации,  технологическим  регламентам    и    фактическому  состоянию   по   видам  и классам  опасности   отходов.

- данные экологического мониторинга  на объектах размещения   промотходов    не  соответствуют  действительности   и  не   подтверждаются  результатами   аналитического  контроля со стороны  независимых   от  предприятий-владельцев  отходов  (арендаторов  ОРО)    аккредитованных   лабораторий;

-  для республики остается актуальным вопрос утилизации нефтешламов, образующихся при добыче, промысловой подготовке и транспортировке, переработке нефти. Нефтешламы, представляющие собой аномально устойчивые эмульсии,  накапливаются в открытых амбарах – накопителях в течение десятков лет, отрицательно воздействуя на подземные воды, почву, атмосферный воздух. Нефтешламовые (нефтесодержащие) отходы   передаются   на обезвреживание    малым  предприятиям,   применяющим    устаревшие  технологии  (печи  открытого   сжигания  в  границах  городов  вместо  извлечения    ценного  вторичного  сырья),   предусматривающие    увеличение  массы   отхода  за  счет    частичного смешивания с  инертными  материалами  без  капсулирования   нефти,  вследствие   чего   данные   отходы частично несанкционированно закапываются на   нефтепромысловых  объектах  либо иных  несанкционированных   местах. Пример- деятельность  ООО «МАСК»;

- вследствие недостаточного государственного и общественного    экологического контроля малые  предприятия, имеющие  лицензии с применением   маломощных   установок  по  обезвреживанию  промотходов,  не  способны  обезвредить    весь  объем  получаемых   отходов  и    размещают   данные   отходы  в   несанкционированных     местах (примеры:   отходы  терефталевой  кислоты  на  Уфахимпроме,    деятельность  ООО Ареал).  При  проверках  такого  рода    малых предприятий  надзорными  органами  не проводится  оценка   возможности   обезвреживания  всех полученных предприятием отходов с  учетом проектной производительности  установок, затрат  электроэнергии,    количества     персонала  и времени  их  работы,  объемов  образования  осадков   (золы)  при    термическом обезвреживании промотходов и утилизации этих осадков. Объекты  обезвреживания  опасных  промотходов  не    имеют   положительных  заключений   государственной  экологической   экспертизы   по  проектной  документации,   привязанной   к  конкретному  земельному  участку.

- рынок  промышленных  отходов в  республике   бессистемен, слабо  контролируется   надзорными    органами, не  развит,  информационно  закрыт, экономически  не  мотивирован, имеет  явные   коррупциогенные  признаки.   Новые  малоотходные  технологии    на основных  производствах внедряются   лишь в   порядке    исключения.  Индустрия  переработки  или  обезвреживания    промотходов  в республике   не  создана, конкурентная   среда  в  данном  сегменте  рынка  деформирована  в  сторону  применения демпинговых  цен   и удешевления     услуг  по  обезвреживанию   отходов  за  счет несанкционированного  размещения    таких  отходов.

- не  решены  проблемы   утилизации  или  обезвреживания,  безопасного     захоронения   гальванических  (Автонормаль, УМПО и  др.), строительных, асбестосодержащих отходов, отходов трансформаторных  масел с ПХБ.    Проблема  обезвреживания медицинских  и биологических   отходов  решена       частично.  Отсутствует  контроль  за   лицензированием  обращения  с  жидкими  коммунальными  отходами.  Продолжается  процесс накопления      на территории республики осадков   биологических  очистных  сооружений,   отстойников   шахтных и  подотвальных  вод,   органических  отходов    птицеводства  и животноводства

- республика  занимает  лидирующее  положение   среди     регионов  России  по    сбору  ртутьсодержащих  ламп  и приборов,  однако    учет    потребления и сбора  данных  опасных  отходов  не организован,     более  50%  ртутьсодержащих отходов   захоранивается  на бытовых  свалках,  как  и  иные   опасные  отходы  от населения (бытовая химия, гальванические батарейки, отходы ЛКМ,  лекарственные  препараты  и т.д.). Сохраняется проблема утилизации просроченных сельскохозяйственных  ядохимикатов. Контроль  за недопущением  размещения   опасных  промотходов,   медицинских,  строительных  и  иных  опасных  отходов  на  бытовых   свалках   со  стороны    владельцев   и арендаторов   полигонов ТКО отсутствует. Допускается  прием на  бытовые свалки  нефтешламовых    отходов,     имеющих    повышенный  уровень  радиоактивности

- проблемой в отрасли  энергообеспечения  является образование большого количества шлама химводоподготовки, накапливающегося в шламоотстойниках и являющегося источником загрязнения окружающей среды

- отходы   химического  и нефтехимического     производства  составляют 4,1 % от всех, образовавшихся в республике и являются наиболее опасными по отношению к окружающей природной среде. К таким отходам относятся ртутьсодержащий шлам, жидкая и твердая хлорорганика и другие. Наибольший вклад в образование токсичных отходов вносят: химическое производство (0,837 млн.т), производство нефтепродуктов (0,485 млн.т), производство неметаллических минеральных продуктов (0,109 млн.т).   С апреля 1992 года захоронение   особо  опасных отходов на участке ОАО «Стерлитамакский кожевенно-обувной комбинат» полигона «Цветаевский» в  Гафурийском  районе запрещено,  но рекультивация участка до настоящего времени не проведена.  Начато  проектирование   рекультивации   участка     АО «БСК»    данного  полигона.  По-прежнему остается источником загрязнения окружающей среды ОАО «Уфахимпром», где накоплено более 21 тыс. т известкового шлама и 36 тыс. т избыточного ила, содержащих высокотоксичные вещества. Не проводятся работы по ликвидации отвалов фосфогипса  и накопителя пиритного огарка  в  Мелеузовском  районе  РБ.

 

            Ввиду  изложенного  на основании   действующего  федерального и  республиканского   законодательства,  регулирующего  обращение  с   отходами  производства и   потребления,          целесообразно  реализовать  следующие  основные  направления   стратегии  повышения   эффективности  управления   отходами  производства   на  территории   Республики  Башкортостан:

1.  Создание   системы  управления    отходами  производства  на территории  Республики  Башкортостан, имеющей   следующие  цели  и задачи:

Цели:

разработка и реализация комплекса мер, направленных на совершенствование системы обращения с промышленными отходами, внедрения современных технологий и методов утилизации, обезвреживания и переработки промышленных отходов, восстановления нарушенных и загрязненных земель, минимизация воздействия отходов на окружающую среду.

Задачи:

совершенствование нормативно-правовой и технологической базы для повышения эффективности системы обращения с промышленными отходами;

ликвидация объектов размещения отходов, не отвечающих нормативным требованиям (полигонов, бесхозных накопителей промышленных отходов и др.);

создание благоприятных условий для привлечения инвесторов к организации производств по обезвреживанию и переработке отходов;

ликвидация последствий накопленного экологического ущерба хозяйственной деятельности прошлых лет;

сокращение объемов захоронения отходов производства; увеличение объемов переработки и обезвреживания промышленных отходов;

улучшение санитарного и экологического состояния территорий муниципальных образований Республики Башкортостан путем ликвидации несанкционированных объектов размещения отходов производства и рекультивации техногенных массивов;

экологическое просвещение работников предприятий.

2. Межведомственное регулирование управления отходами, взаимодействие    контрольно-надзорной   и иной  деятельности в  сфере   обращения с  отходами  производства и потребления  с ориентацией  на  конечные результат такой  деятельности – снижение  объемов  образования  отходов  производства, сокращение  влияния   отходов  на  окружающую среду,   обмен  информацией по  результатам  проверок и  представление  информации  органам  местного  самоуправления.

3. Принятиедополнительныхмерпогосударственнойподдержкепредпринимательскойдеятельности, осуществляемойвцеляхохраныокружающей среды,включаяразработку и внедрениесовременныхтехнологийсбора, транспортировки, обезвреживания, использования и размещенияопасныхотходов, развитиерынкаработ и услугпоутилизации отходов,использования отходов каквторичногосырья; максимальное внедрение малоотходных технологических процессов производства ииспользование вторичных материальных ресурсов в составе отходов.

4. Привлечение   федеральных   средств   и  частных  инвестиций   для  строительства  в  крупных  промышленных  районах  РБ современных  межрайонных   полигонов  для  размещения, обезвреживания  и переработки   опасных  отходов, внедрения    наилучших   доступных  технологий  в  данной  сфере.

5. Государственный контроль достоверности госстатотчетов  2ТП(отходы) в  части   полноты перечня  образующихся опасных  отходов, их классов  опасности,    количества и   правомерности   передачи   опасных  отходов  третьим  лицам, обеспечение   контроля  движения  опасных  отходов  до  заключительной стадии - размещения, обезвреживания, использования, захоронения  опасных  отходов.

6. Разработка и  введение в  действие подзаконных  актов  регионального уровня   согласно    ст. 24  ФЗ «Об отходах производства и  потребления»  о порядке  снижения  платы  за  размещение  отходов  и об  ускоренной  амортизации  основных средств для  предприятий и  субъектов  малого  бизнеса, внедряющих малоотходные и безотходные технологии  производства,  экологически эффективные  технологии в  сфере   обращения  с отходами, создание условий для вовлечения малого и среднего бизнеса в систему обращения с промышленными отходами, развитие государственно-частичного партнерства.

7. Инвентаризация   объектов  размещения  отходов  производства  в  РБ, оценка их экологической опасности, и обеспечение включения соответствующих      требованиям  безопасности  объектов  в  ГРОРО, разработка   проектов   вывода  из  эксплуатации  и рекультивации   объектов,  не  подлежащих    регистрации  в ГРОРО , в первую  очередь расположенных  в границах    населенных  пунктов.

8. Контроль наличия  лицензий на  обращение с  опасными  отходами,   проектов  нормативов  образования  отходов  и лимитов на  их  размещение,   соблюдения  лицензионных  требований   у   всех  владельцев (арендаторов)  объектов   размещения,  утилизации , обработки и обезвреживания  отходов.

9. Перевод   отрасли   обращения  с  отходами  на    применение  правовых  механизмов     саморегулирования, предусмотренных   ФЗ «О  саморегулируемых  организациях», внедрение   практики  проведения   предприятиями-владельцами     промотходов тендеров на  передачу опасных  отходов  с учетом     дополнительной  ответственности   лицензированных   предприятий-членов   саморегулируемых  организаций.   Исключение    передачи   опасных  отходов   юридическим лицам и  ИП, не имеющим  соответствующей  лицензии на  право  обращения  с    конкретными видами  опасных  отходов,  технологий  и оборудования  для   обезвреживания     или утилизации   отходов   необходимой    производительности.

10.  Организация  реального   и объективного    первичного  учета образования  отходов  и экологического  мониторинга  состояния   окружающей среды  на     полигонах  для размещения опасных отходов  и  объектах  из  обезвреживания.

11. Исключение   возможности  вывоза  на  полигоны  ТКО    отходов    1, 2  и 3   классов  опасности  посредством   внедрения   безотходных  технологий  либо  обезвреживание или использование  отходов  на  производственной  территории предприятий-владельцев  отходов. Обезвреживание  и захоронение только тех видов отходов, повторное использование которых на сегодняшний день невозможно по технологическим или экономическим причинам  на  основе  НДТ.

12. Создание  в рамках саморегулируемой организации  группы     компаний,  специализирующихся  на  обращении с разными группами   отходов  производства,   а также  сети  приемных  пунктов   для  сбора   промотходов и вторичного  сырья     на территории     муниципальных  образований    РБ  в   целях   формирования республиканской системы комплексного управления   промышленными   отходами.

13. Формирование   информационного   банка данных  по  технологиям   обезвреживания, использования,  сбора, размещения  опасных  отходов и малоотходным  технологиям.

14. Создание  и обеспечение   функционирования   биржи    отходов  и  вторичного  сырья   в  РБ.

15. Обеспечение   взаимодействия  органов  власти,   контрольно-надзорных органов, органов  местного самоуправления и  некоммерческих   объединений    субъектов    предпринимательской    деятельности  по развитию  эффективного рынка  работ и  услуг  в  сфере   обращения с отходами.

16. Формирование реестра юридических лиц и индивидуальных  предпринимателей, проводящих  работы или оказывающих  услуги в  сфере  обращения  с отходами  производства   в РБ.

17.  Обеспечение  органов  местного  самоуправления,  предприятий  и субъектов  предпринимательской  деятельности    актуальной    информацией  об изменении  законодательства  в  области  обращения  с отходами,  о практике  правоприменения, о внедрении новых технологий и результатах    предпринимательской  деятельности   в данной  сфере; 

18. Внесение дополнений  в территориальную схему обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами   РБ,  полной   и  объективной  информации  о системе  обращения с   промышленными  отходами на  территории   республики.

19. Развитие  республиканского рынка   работ и  услуг в  сфере  обращения с  отходами   с  учетом   требований   федерального  законодательства  о  защите    конкуренции и необходимости    внедрения     саморегулирования  отрасли  и  поддержки  наиболее  экологически   эффективного   и социально-ответственного    бизнеса  в данной  сфере.

20. Повышение комплексной экологической  ответственности   производителя   за безопасное обращение с  отходами  производства,  минимизацию    негативного  воздействию   образующихся    отходов   на окружающую  среду до  окончания  их  жизненного  цикла.

21. Прекращение  эксплуатации  печей  сжигания    промышленных  отходов,  эксплуатирующихся  в границах   городских  округов  и иных населенных  пунктов.

22. Повышение   компетентности, объективности  и   принципиальности      экспертных  комиссий   государственной  экологической  экспертизы   при   оценке   экологической  опасности   проектной  документации  по   новым  технологиям  обращения с   отходами, по проектам   строительства     объектов  обезвреживания  и размещения    отходов.

23.Профилактика коррупциогенных факторов при проведении  предприятиями тендеров по передаче промышленных отходов    лицензированным    коммерческим  предприятиям.

24.  Активизация   общественного  экологического  контроля  в  сфере  обращения  с опасными    промышленными  отходами.

25. Внесение    актуальных    изменений и  дополнений   в   республиканскую  целевую   программу   по  совершенствованию    системы   управления  отходами в  части   обращения  с  отходами  производства.

26. Предварительное  рассмотрение  инвестиционных  проектов  и иных  инновационных предложений   в  сфере   развития   системы управления  отходами  на  заседаниях  Научно-технического     совета,  созданного   при   Минэкологии  РБ.

27.  Подготовка   и поведение   III  съезда  экологических  предпринимателей  республики   5  июня   2020  года.

Председатель   СРО  НП "Объединениепредпринимателей  по рециклингу  отходов" А.К. Веселов

23.09.2019

Новости
СРАВНИМ УПРАВЛЕНИЕ ОТХОДАМИ В ДВУХ СОСЕДСТВУЮЩИХ РЕГИОНАХ

Вчера губернатор Челябинской области Алексей Текслер обратил внимание на работу по ликвидации объектов накопленного вреда окружающей среде в области.

24.01.2024
ФАС РАССМАТРИВАЕТ РЫНОК ОТХОДОВ БАШКИРИИ АНФАС И В ПРОФИЛЬ

16 января с.г. Федеральная антимонопольная Служба (ФАС России) рассмотрела в очередной раз на специально созданной комиссии по административному делу против Минэкологии РБ дело о нарушении антимонопольного законодательства при проведении трех аукционов на 9,5 млрд рублей по проектам строительства новых полигонов для захоронения отходов в Уфимском, Краснокамском и Дюртюлинском районах Башкирии

18.01.2024
СУД НАД «ТАБИГАТОМ»: ПОСЛЕСЛОВИЕ

Арбитражный суд Республики Башкортостан сегодня наконец-то вынес решение прекратить процедуру банкротства государственного предприятия «Табигат», созданного в далеком 2003 году по предложению Союза экологов РБ для управления отходами на территории РБ

21.12.2023
Страницы: 1 | 2 | 3 | 4 | 5
Взаимодействие с государственными органами

Камское   бассейновое  водное  управление

Управление Росприроднадзора по РБ


разработка сайта TopMaster