Вы находитесь:   ОПРО Новости Вопросы совершенствования законодательства об экологической экспертизе в Российской Федерации

Вопросы совершенствования законодательства об экологической экспертизе в Российской Федерации

Причинами  и предпосылками        данной  инициативы  лидеров  общественных  экологических  организаций  страны  стали  некоторые неблагоприятные  тенденция  и  их  последствия в динамике развития   законодательства об экологической  экспертизе  и  практики    его применения.

Может   ли  экологическая  экспертиза   обеспечить  благоприятную  окружающую  среду  и  рациональное  природопользование в   России?

Указом Президента РФ от 19 апреля 2017 г. № 176 “О Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года” к  основным механизмам реализации государственной политики в сфере обеспечения экологической безопасности  отнесено  проведение стратегической экологической оценки проектов и программ развития Российской Федерации, макрорегионов, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, оценки воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, экологической экспертизы и экспертизы проектной документации, а также повышение эффективности общественного контроля в области охраны окружающей среды.  Тем не  менее,    процесс     выхолащивания  реально, хотя и слабо   работающих   механизмов  обеспечения    участия   населения  в принятии экологически  значимых  решений в  России,   успешно  продолжается  под  влиянием  промышленного  лобби  в  органах власти и управления.   Актуализация в  прошлом   году    новой  редакции ст.49  Градостроительного  кодекса  РФ  привела  к   фактической  передаче  органам  Главгосэкспертизы   права     государственной    экспертной   оценки   проектной  документации  в  сфере   экологической и  санитарно-эпидемиологической безопасности   и  в  настоящее  время      Главгосэкспертиза    частично  дублирует  в  этом  Росприроднадзор.  При этом  в градостроительном   законодательстве   полностью  отсутствуют правовые   механизмы  и сама  возможность    участия    общественности, включая  учет   общественного  мнения  и  рассмотрение   заключений       общественных  экспертиз  при  рассмотрении  проектов.    Новый   законопроект   по изменению      законодательства  об  экологической  экспертизе,  планировавшийся   к  введению в  действие  с  1  января  2019  года,  лишает   некоммерческие экологические  организации   возможности   проведения   общественных  слушаний  по  ОВОС  намечаемой  хозяйственной  деятельности,   исключает   возможность  обоснованного  влияния     профессионального   природоохранного  сообщества  на   проектную  документацию.   С   принятием и введением в  действие   данного  законопроекта     экологическая  экспертиза      будет  проводиться  только  в  отношении  материалов  ОВОС планируемой  хозяйственной  деятельности  и не  сможет  влиять  на   проектные  решения,  в том  числе   на  оценку  опасности    новых технологий.

Учет  общественного  мнения  при  размещении  опасных  производственных  объектов  прямо  предусмотрен  ст.ст.12 и 13  ФЗ «Об  охране  окружающей среды» и    порядок   данного   учета    в  настоящее  время     в  какой-то мере регламентирован   в   действующем Положении  об оценке  воздействия  на окружающую среду  намечаемой  хозяйственной  деятельности от 16  мая  2000  года и  соответствующими  статьями  ФЗ  «Об экологической  экспертизе». 

  Однако   анализ практики  проведения    федеральных  и региональных   государственных  экологических   экспертиз  показывает  следующие  негативные   для  природы  и общества  тенденции:

- продолжение политики закрытости процедур  проведения  государственных  экологической  и градостроительной   экспертиз;

- снижение    правовых  возможностей   участия   населения  в  данном   процессе и учета  обоснованного  общественного  мнения  при  размещении    опасных объектов и внедрения  новых  технологий;

- рост   коррупциогенности   в   системе  правоотношений  по  проведению    государственных  экспертиз;

- сворачивание  процедур  учета   материалов общественных   экологических  экспертизы  и   учета  результатов      общественных  обсуждений    проектной  документации  по строительству  опасных  объектов;

- блокирование  внедрения  стратегической  экологической  оценки     проектов  и программ;

- игнорирование  органами   государственной  экспертизы   заключений   общественных  экологических  экспертиз и законных и обоснованных     предложений   общественности.

Институт    государственных   экологических  экспертиз  предпроектной  и  проектной  документации    в    стране   в   настоящее  время   лишь в  какой-то  мере   позволяет сдерживать    проявления    экологического  кризиса,  но, увы,   не  в  состоянии    успешно  решать  задачи, поставленные    Стратегией      экологической  безопасности в  РФ.    Снижение  эффективности  действия   норм    ФЗ  «Об  экологической  экспертизе», начатое    резким   сокращением  перечня  объектов  экологической  экспертизы,  продолжается   переводом   экспертизы   на   предпроектную  стадию, а точнее - на  стадию  выбора  вариантов  размещения    объекта, при  которой  не  будет в наличии  даже   результатов  инженерно-экологических  и  иных  изысканий.

В    создавшейся  ситуации     лидеры   экологического  движения   России  пришли  к  выводу  о  необходимости    создания  под  эгидой  Общероссийского  гражданского  форума  Рабочей  группы  общественной экологической экспертизы проектной документации   по внедрению  новых  технологий и строительству опасных производственных объектов  в Российской  Федерации, целями  которой   является развитие института общественной экологической экспертизы, расширения прав и обеспечения участия граждан и общественных объединений в принятии   решений  органов   власти, опасных для состояния окружающей среды  и здоровья  населения.

Предпосылками     такого  решения   послужили:  неоднозначная  практика      проведения    общественных   и государственных экологических  экспертиз  в  регионах  России,   необходимость  консолидации    общественного  мнения в  данной сфере публичных правоотношении (включая общественный   экологический  контроль   за  проведением   государственных  экспертиз),   актуальность  совершенствования действующего  федерального  законодательства    об  экологической  экспертизе,    отсутствие   должного учета  обоснованного  общественного   мнения  при   размещении   опасных  объектов  или реализации    опасных   для окружающей среды  и населения проектов,   потребности  в организации  противодействия    коррупционным  проявлениям   при  проведении  государственных    экспертиз, одобрение   органами   экспертизы   новых  опасных  для   природы и  человека технологий,   содействие  внедрению    экологически эффективных  технологий  и т.д. Последствиями  указанных  процессов стало  возникновение очагов социально-экологической  напряженности в  ряде  регионов   России, нарастание      проблем   накопленного  экологического вреда,  включая  рост  числа и объемов  несанкционированных  свалок, эксплуатацию  в пределах  городов  опасных объектов  захоронения   коммунальных  и  токсичных  промышленных  отходов.

Задачами   Рабочей  группы  в  соответствии с   принятым  Положением  установлены:

  • сбор, обработка, анализ данных в рамках общественного экологического контроля о намечаемой хозяйственной деятельности, имеющей широкий общественный резонанс, свободное распространение указанной информации;
  • выработка согласованного экспертного мнения по экологическим аспектам намечаемой хозяйственной деятельности, отражающего широкое общественное мнение;
  • координация действий (в рамках действующего законодательства) заинтересованной общественности по конкретным объектам намечаемой хозяйственной деятельности, включая экологическую оценку новых  технологий;
  • организация проведения общественных экологических экспертиз, проведение правового и экспертного консалтинга для инициативных групп и экспертных комиссий общественной экологической экспертизы;
  • участие в законотворческой работе, иное взаимодействие с государственными надзорными органами, органами исполнительной и законодательной власти, органами местного самоуправления по предмету деятельности Рабочей группы.

Экологическая  экспертиза: что  год  грядущий  нам  готовит?

 

На  дискуссионной  площадке  «Экология»  ОГФ-2018   утвержден   состав   Рабочей  группы  из   общественных  деятелей  и представителей      общероссийских  и  региональных  общественных    экологических  организаций,  имеющих   опыт  проведения   государственных  и общественных  экспертиз, обсуждена практика   проведения   экологических  экспертиз  в  России и    план  работы   РГ,   рассмотрены    достоинства и недостатки   обсуждаемого   законопроекта   по экологической  экспертизе.

Обсудив   вопросы  действующего  законодательства   в  сфере   экологической  экспертизы, ОВОС и  учета  общественного  мнения, а также   практику   проведения   экологических  экспертизы в  Российской  Федерации,  Рабочая  группа общественной экологической экспертизы  проектной документации  по внедрению  наилучших  доступных  технологий  и  строительству опасных производственных объектов в Российской   Федерации»      отметила  следующее:

1. Предложенная   редакция проекта Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и в иные законодательные акты Российской Федерации"  в  области  экологической  экспертизы  будет иметь   положительный  результат    лишь  в  части     возможности  изменения  проекта (отказа  от  проекта)    на  предпроектной  стадии,  сокращения     затрат   заказчика  и  сроков  реализации  проекта,   исключения  дублирования экологической экспертизы проектной  документации.  В  то же  время,   законопроект    содержит     нормы, реализация   которых приведет к сокращению регулирующего воздействия   законодательства  об  экологической  экспертизе   на степень   опасности    проектируемых  объектов, к продолжению  политики   закрытости  процедур  проведения  государственных  экологической  и градостроительной   экспертиз,  снижению   правовых  возможностей   участия   населения  в  данном   процессе и учета  обоснованного  общественного  мнения  при  размещении    опасных объектов и внедрения  новых  технологий,  росту   коррупциогенности   в   системе  правоотношений   в сфере   проведения    государственных  экспертиз.   

 2. Законопроект устанавливает обязательность проведения     государственной  экологической  экспертизы  на    стадии  выбора   варианта  размещения   объекта, то есть на  стадии  оценки   воздействия  на  окружающую   среду   планируемой       хозяйственной  деятельности.    При этом    инженерные   изыскания    являются   предметом   государственной  (градостроительной)  экспертизы  согласно    Градостроительному  кодексу  РФ.    Возникает  правовой  нонсенс: Росприроднадзор    будет  проводить   государственную  экспертизу  материалов  ОВОС, не  имеющих в  своем  составе   результатов  инженерных  изысканий, которые    являются  основой    оценки  воздействия  на окружающую  среду.    Очевидно,  есть необходимость     включить  в   объект  экспертизы   (материалы   ОВОС)   отчеты  по результатам    инженерных  изысканий.

3. Законопроект  не  предусматривает  правового  регулирования    стратегической  экологической  оценки, предусмотренной    указом  Президента  РФ  от 19  апреля  2017  года, в  результате    чего  органами  власти  принимаются   перспективные   программы  и планы, не  обеспеченные     оценкой  их  экологической  опасности;

4. Законопроект  наделяет     органы    местного  самоуправления  правом  не  только    организации, но и   проведения   общественных    слушаний  по ОВОС,  не  предусматривая    участие  в  организации и проведении   таких  слушаний   зарегистрированных   общественных  экологических  организаций  (ст.12   ФЗ «Об  охране  окружающей  среды»), которые  и   должны  профессионально выражать  общественное   мнение.  При этом,  согласно    ФЗ-131,  у  администрации  городских  округов  и муниципальных  районов   есть  функция  только организации мероприятий по охране окружающей среды,  отсутствует   право  муниципального  экологического  контроля  и в  штате  нет  соответствующих  специалистов.   Указанное  приведет  к  формальности   проведения  слушаний  по ОВОС и  иного учета  общественного     мнения.  Целесообразно      отразить      в законопроекте  действующую   норму  о   выявлении  заказчиком  заинтересованной   общественности    на   стадии   обсуждения  технического  задания на проведение ОВОС  и  право   подписи  протокола  слушаний  полномочными  представителями   местных  общественных    экологических  организаций, что  обеспечит    объективность и полноту    общественных  обсуждений.   Проведение    общественных  слушаний  по ОВОС  должно  быть  обязательной, а не  рекомендательной  нормой  и  в  числе   соорганизаторов  слушаний    должна    быть   одна  из местных  официально  зарегистрированных  и действующих   общественных  природоохранных  организаций.

5. Законопроект  не  предусматривает   порядок   рассмотрения   и  учета экспертными  комиссиями   ГЭЭ  заключений  общественной экологической  экспертизы   по   ОВОС  планируемой  деятельности, а также   обращений   общественности  по  объекту  экспертизы.

6.  Отсутствует  правовая норма, регулирующая   основания  и порядок   отказа  органа  государственной  экологической  экспертизы  от утверждения   подготовленного    экспертного   заключения  ГЭЭ, вследствие   чего   зачастую    утверждаются   противозаконные  и  необоснованные   заключения   экспертных  комиссий, имеющие      криминогенный  характер.   В ряде  исследованных    экспертных  заключений   государственной  экологической  экспертизы   полностью  или  частично  отсутствуют  ссылки  на  конкретные  стати  нормативных      правовых  актов, обосновывающих   замечания  и  предложения     экспертной  комиссии.    Допускаются   случаи  утверждения    отрицательных  экспертных заключений   ГЭЭ  по причине  отсутствия   в  проектной  документации  разрешительных  документов   на  землепользование,  что   не  предусмотрено   экологическим  законодательством на  стадии  проведения   экоэкспертизы.   Вопреки  требованиях    федерального  законодательства  широко  распространена  практика     изменений   проектных  решений  заказчиком     в  период  проведения   государственной  экспертизы

7.  В законопроекте  и  подзаконных  актах следует   предусмотреть     порядок   формирования   экспертных  комиссий  органами   ГЭЭ с  учетом  компетенции  экспертов   и возможного  конфликта  интересов.

8.  Целесообразно включить  обязательность    отказа   в  приеме      материалов  ОВОС на  экологическую  экспертизу  (на стадии  проверки  комплектности   материалов)  ввиду  непредставления   заказчиком     проектных   материалов   для  проведения    заявленной  общественной  экологической  экспертизы  или отсутствия заключения  проведенной в  установленном  порядке общественной  экологической  экспертизы.

9. Законопроект   и  ст.49  ГрК РФ  разделяют      экологическую экспертизу и  вопросы оценки санитарно-эпидемиологической  безопасности  планируемой  деятельности, хотя  это -   тесно  взаимосвязанные  нормативно-правовой  базой и практикой  направления   проектирования.  К   примеру,  невозможно       подготовить   проект  предварительной  санитарно-защитной  зоны    предприятия  без   инвентаризации  источников  и расчетов   выбросов  в  атмосферный  воздух.

10. В  целях  реализации    принципа  участия граждан и их объединений в осуществлении градостроительной деятельности, обеспечение свободы такого участия  (ст.2  ГрК РФ)  целесообразно  внести  дополнение  в  ст.49 Градостроительного кодекса  РФ  - обязанность  органа  государственной  экспертизы  проектной  документации  и результатов инженерных  изысканий   рассматривать   заключения   общественной  экологической   экспертизы  в  случае  ее  проведения и  иные  обращения    граждан  и  общественных  организаций  по   экологическим   аспектам   рассматриваемого    проекта,  а  также предусмотреть  принцип  обязательности  учета  заключений    государственной экологической  экспертизы  при   проведении  государственной градостроительной  экспертизы.

11. Исключить  возможность  несоблюдения требований и   положений  положительного  заключения    государственной  экологической  экспертизы на всех стадиях:  от    предпроектной   стадии   до    вывода проектируемого  объекта  из  эксплуатации.

12. Регламентировать   порядок  участия  заинтересованной  общественности  в  заседаниях   экспертных  комиссий  по  экологической  экспертизе    ОВОС, включая  процедуру  рассмотрения   заключений   общественной  экологической  экспертизы,  обеспечить  открытость    итоговых  заседаний   экспертных  комиссий..

13. Предусмотреть   введение  следующих   правовых   механизмов    ГЭЭ:

 - создание   Экспертных   советов  при  органах  государственной  экологической  экспертизы, участвующих  в формировании  экспертных    комиссий  по  конкретным   объектам  экспертизы;

- доступность     общего списка  аттестованных  экспертов  ГЭЭ   в  каждом  регионе, возможность    учета  их  рейтинга при формировании   экспертных  комиссий.

- открытость  процедур   экспертизы  ОВОС и доступность    объекта   экспертизы  для  заинтересованной  общественности

- публикация  на     сайтах  органов  ГЭЭ   заключений    государственной  экологической  экспертизы, ведение  реестра   заключений  ГЭЭ.

Участники   дискуссии   на  ОГФ  подчеркнули   важность  и  необходимость   совершенствования   законодательства, регулирующего   правоотношения  в сфере   участия   населения  в принятии  экологически  значимых  решений, в первую  очередь  процедур экспертизы   экологической  опасности  планируемой   хозяйственной  деятельности,  включая    внедрение    новых  технологий,   веществ  и материалов.

 

Наилучшие   доступные  технологии  как

объект  экологической  экспертизы.

 

Практика  показывает, что  процесс  разработки  и внедрения   экологически  эффективных  ресурсосберегающих  технологий  в  России  идет медленно  и  весьма  сложно.  Если  раньше    для  нашей  страны  было    актуально  противодействие    проникновению  на    наши внутренние  рынки    устаревших  европейских  технологий,  то в   последние  годы    стала  превалировать  тенденция   к   массовому     внедрению     в  стране    зачастую  опасных отечественных  технологий, «зеленый  свет»  которым   дают  экспертные   комиссии   государственной  экологической  экспертизы,  действующие     явно  не  в  интересах  государства, а  скорее  из    меркантильных   соображений.

Действующий  порядок   рассмотрения   проектных материалов  на  новые   технологии,  вещества и материалы предусматривает возможность  рассмотрения    этих  объектов  экспертизы  экспертным  комиссиям, создаваемых  при  региональных  управлениях  Росприроднадзора,  где, как  правило,    невозможно     укомплектовать  комиссии   квалифицированными   экспертами,  способными оценить  все   аспекты    реализации  объекта   экспертизы. В  результате  вся  страна   нередко получает       технологии  или  новые   вещества,       последствия    воздействия  которых  на   природную  среду  и  человека   еще в  большей  степени    увеличивают   агрессивность окружающей  среды и  подавление    биоты.

С другой  стороны, в  практике  проведения   ГЭЭ (государственной  экологической  экспертизы)  применяется     принцип   подбора  председателей   экспертных  комиссий,  работающих  в   профильных научных  учреждениях, имеющих    собственные   альтернативные   разработки  по  данному  объекту     экспертизы,  что    создает   мотивацию  по  блокированию     новой  технологии,   какой  бы  она  наилучшей  из  существующих  не  была. 

Что  характерно    для  такого  рода  объектов  экспертизы,  так  это  полное  отсутствие   интереса  населения  к   общественным  слушаниям   по   данному  вопросу, а  специалистов   от  науки  организаторы   таких слушаний     стараются  не приглашать.   Выход  из  этой  ситуации  простой – обеспечить   обсуждение  на  таких слушаниях   достаточно  широкой   аудитории, включающих  специалистов  научных   учреждений,  предприятий-потребителей,  общественных  организаций  и прессы.

Приведем   примеры   сомнительно   новых  технологий,  активно  применяющихся  в  России  для   обезвреживания  отходов    производства и потребления.

 В связи  с  актуальнейшей  проблемой  утилизации  твердых  коммунальных  отходов   в  России,  активно  муссируются    технологии  мусоросжигания  и  даже есть положительные заключении ГЭЭ по строительству     мусоросжигающих  заводов (МСЗ в   Московской  области).

Так, положительное заключение государственной экологической экспертизы для такого  завода в Воскресенском районе было утверждено распоряжением министерства экологии и природопользования МО от 19 февраля 2018 года № 66 РМ несмотря  на  ряд  нерешенных  проектом  технологических  и экологических  проблем.   Все  такого  рода  проекты, в  отличие  от западных  аналогов,   не   учитывают  в первую  очередь   состав   поступающих  на  сжигание   смешанных  коммунальных  отходов,  содержащих   опасные   вещества:  от ртутьсодержащих     ламп и приборов  до    множества     видов   полимерных  материалов, что  делает  невозможной   очистку   выбросов   МСЗ  до нормативов,  не     позволяющих   получить    концентрации    на  границе  санитарно-защитной  зоны    ниже   1  ПДК, в  том  числе  по диоксинам и фуранам.

Сравним   мусоросжигание   с  установками  по   сжиганию   промышленных  отходов,    огромное  число   которых   активно  загрязняет   атмосферный  воздух в городах страны,  располагая   соответствующими  лицензиями   Росприроднадзора,  но    не  имея  абсолютно никакой  привязки  к  конкретным  земельным  участкам и объектам  капитального строительства,  без  установленных  санитарно-защитных  зон,  программ   мониторинга  и  разрешений  на  выбросы,   и зачастую и  газоочистного  оборудования.   Государственный  экологический  надзор  за  эксплуатацией  таких   якобы    мобильных  «самоваров»,  как правило,  отсутствует.  Одним  из  видов  таких установок   используется  технология     пиролизного  обезвреживания   отходов  производства     до  4000  видов,  в  том  числе  полимерных  отходов.  При этом     данная  технология, не  предусматривающая   полного     улавливания        супертоксикантов  в  выбросах в  атмосферу и утилизацию   образующейся  токсичного  осадка,    имеет  положительное  заключение     ГЭЭ  Росприроднадзора   от 17  декабря  2014  года.

В   сфере    обращения с   отходами   бурения   скважин  и   нефтешламами       приоритет  отдан  технологиям  выжигания нефтепродуктов, что  не  только  непроизводительно и  затратно, но и приводит    к  массовым  злоупотреблениям   мелких   предприятий, имеющий  лицензии на    обезвреживание  таких  отходов.  Анализ    рынка  переработки  нефтешламов  показывает, что   за обезвреживание    таких отходов     предприятия  нефтегазового комплекса  платят    лицензированным  организациям от 3000  до  6000  рублей  за  тонну. При этом, примерно    1  тонна  из  каждого  десятка  показательно  сжигается  на   вышеназванных  термических  печах в   черте  городов, а  остальные  9  тонн   банально  закапываются  на  нефтепромысловых  объектах.   Незаконная   прибыль        идет    в  так  называемый   «откат»  заказчику   и    стороны   такой  сделкой  весьма довольны. Но     вряд  ли  такая  практика  устраивает   природу  и  население, поскольку   прикопанные  радиоактивные  нефтешламы    так  или иначе      негативно проявляют   себя   в  грунтовых  водах   и ближайших   к таким  захоронениям  родниках.  

 Иногда  такие     фиктивные  иногда   сделки  становятся  предметом   уголовного  разбирательства. Так, в  результате  передачи    50 000  тонн нефтешламов   АНК  «Башнефть»   на  обезвреживание   ООО «Центр  экологий  и технологий»  указанная  коммерческая     фирма  не  смогла   их обезвредить , обанкротилась  и   до  сих   пор  эти  отходы     хранятся   брошенными   на территории  промзоны   города  Благовещенска (Республика  Башкортостан). В  отличие  от этого  примера    уголовное  дело   по  факту   мошенничества   со  стороны    директора  ООО «Уральские  промышленные   технологии»  по  факту      невыполнения   работ  по  обезвреживанию  опасных  отходов, закончилось     реальным  приговором  суда.

  Уникальный     пример     действий  «на  грани  фола»  продемонстрировала  в  этом  году одна   из   коммерческих  фирм,  расположенных  на  территории    бывшего     «Уфахимпрома», имеющая  лицензию  на  право   обезвреживание      опасных  отходов.   Полученный  от  АНК  «Башнефть»    большой  объем  нефтешламовых  отходов   это  предприятие       смешивало   посредством    манипуляций   ковша  экскаватора  с     отходами     Турбаслинской   птицефабрики и  денежными банкнотами, подлежащими  утилизации    по  договору   с    казначейством.   Указанная     смесь  торжественно  названа    «материалом»  и  вывезена   для  захоронения  на  ближайшую     свалку.     Основанием  для  таких  действий   стали два   положительных заключения   государственной  экологической  экспертизы  федерального  уровня,  подписанные    руководителем  Ростехнадзора  в  2001  году   и   министром  природных  ресурсов  РФ  в  2006   году   по   заказу   ООО  «Центр  экологических  технологий». Данная  технология   предусматривает    смешивание  нефтешламов   с   известью и грунтом, при   котором,  якобы,  происходит  капсулирование  нефти.  в  результате   чего  получается  «строительный  материал» ИМ-1    4-го класса опасности.  При этом    надзорные  органы   как-то    игнорирует  тот  факт, что  технология  не  предполагает  технического  решения   по  смешиванию     компонентов, что разбавление    токсичных  отходов  грунтом  не  является    обезвреживанием,  что  нефтешламы  сырой  нефти  радиоактивны, в результате    чего  такой «материал»    содержит    сырую  нефть  и  является  источником  загрязнения  окружающей  среды. Что и  подтвердили    расследования  надзорных  органов,  связанные   с  захоронением  такого «материала»  в  2018  году  в     Белебеевском  районе      Башкирии  и  в  г. Куеда    Пермского  края.

  Коренного  изменения    отношения  надзорных  органов  требуют  также  вопросы     технологий  обезвреживания и  лицензирования    переработки    органических  отходов   птицеводческих  и животноводческих   предприятий,    жидких  коммунальных  отходов, отходов  гальванических  производств  и т.д.

  Приведенные  примеры       совсем  не  единичны.  Рынок   промышленных  отходов  в  России   активно   используется    авантюристами,     пронизан  коррупционными     связями, закрыт  для   контроля и    является     потенциально  опасным   для    государства, окружающей среды и  населения.    Провоцирующим  фактором  в   благополучном существовании  этого   рынка     является  отчасти  институт   государственной  экологической  экспертизы   технологий и   материалов,  дающий  право  наносить   колоссальный  экологический  вред  . Видимо.  настало    время  пересмотреть  устаревшие    «грязные»  технологии,  отменить  их  действие и поставить      данную    сферу    под  жесткий  надзор    государства и общества.

 

   А.К.  Веселов -  председатель   Рабочей  группы общественной экологической экспертизы  проектной  документации   по  внедрению   наилучших доступных технологий и строительству опасных производственных     объектов  в  РФ  Общероссийского  гражданского  форума, к.ю.н.2019 г.

20.02.2019

Новости
Пресс-релиз РОО «Союз экологов РБ». Победит ли в Башкирии «мусорная мафия»? В чем сила, брат, в правде?

В сказках  народов  всего мира     «красной  нитью»   проходит  вечная      борьба    между  добром  и злом,    но  добро в  итоге  побеждает.  Но  то - в  сказках,  а  в  жизни    это  бывает не  часто.   Одно  из  полей  битвы  за  государственные  и  общественные   интересы -  это борьба   за   отходы,  образующиеся    на  территории  региона,  исход  которой    определит   по какому  пути   пойдет  республика:  развитие   добросовестного   экологически  ответственного  бизнеса   или   коррупционная стагнация  отрасли.  Рынок      отходов   в    Республике   Башкортостан    лихорадит: начинается   его   активный передел      под   коммерческие  интересы   небольшой   финансово-промышленной   группировки,   поддерживаемой    несколькими      бывшими  и действующими   чиновниками,  имеющими  цель   отстранить    действующих    4-х  региональных  операторов   твердых  коммунальных  отходов  и  заменить  их    одним  коммерческим  монополистом,  который  будет  контролировать   в  закрытом  режиме   весь  рынок, получая  около миллиарда  рублей  дохода  ежегодно.   Именно этим   можно  объяснить, что  в  республике  не  увеличивают  для  действующих  регоператоров ТКО    плату населения за  обращение  с  ТКО,   которая  будет  несомненно     поднята   до  среднероссийского  уровня сразу же    после  банкротства     регоператоров    и  прихода  в  управление   отходами     нужных     людей  и группы аффилированных   коммерсантов.

15.12.2020
Страницы: 1 | 2 | 3 | 4 | 5
Взаимодействие с государственными органами

Камское   бассейновое  водное  управление

Управление Росприроднадзора по РБ


разработка сайта TopMaster