Вы находитесь:   ОПРО Новости Перспективы ФЗ Об отходах

Перспективы ФЗ Об отходах

Саморегулированию в области обращения с отходами быть?

25.06.13 состоялось заседание Комиссии по экологии ВПП "Единая Россия" под председательством Заместителя Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации С.В. Железняка. В своем вступительном слове Сергей Владимирович поставил на обсуждение по сути один вопрос - быть или не быть саморегулированию в области обращения с отходами производства и потребления, при этом он отметил, что партия поддерживает самоорганизацию бизнеса в разных отраслях промышленности. Также было сказано, что при создании отрасли необходимо будет учесть как положительный, так и отрицательный опыт саморегулирования в стране.

Дискуссию продолжил секретарь комиссии по экологии Романов Роман Геннадиевич, который отметил, что консолидированное мнение профессионального сообщества очень важно для подготовки проекта изменений  в 89-ФЗ "Об обращении с отходами производства  и потребления", при этом обратил внимание на то, что сообщество должно более активно защищать свои интересы и принимать участие в работе Комиссии по экологии и на других площадках, на которых в настоящее время идет обсуждение данной темы.

От имени профессионального сообщества выступил заместитель Председателя Правления СРО "АРУК" Милушкин Сергей Юрьевич, который отметил следующее:

В последнее время много внимания уделяется проблемам переработки отходов производства и потребления и в первую очередь – твердым бытовым отходам (ТБО). Как известно в апреле было проведено совещание у Президента Российской Федерации, где был поставлена точка в споре различных ведомств в вопросе, который волновал и представителей власти и участников рынка – был определен статус фонда, в который будут собираться средства производителей (импортеров) в виде утилизационного сбора. Президент определил, что это будет негосударственный бюджетный фонд и дал год, на приведение законодательства в соответствие с принятыми решениям.

Однако, определение статуса фонда и принятие поправок в законодательство, по мнению профессионального сообщества, не сможет решить всех проблем, накопившихся в отрасли.

Наряду с хроническим недофинансированием, для решения которого и создается фонд, существуют  и другие проблемы.

Например,  отсутствие современных подходов к обращению с отходами, прогнозируемого тарифного регулирования, не позволяющего привлекать долгосрочные инвестиции в отрасль, отсутствие правил и стандартов определяющих порядок утилизации  однородных групп отходов, отсутствие стимулирования раздельного сбора отходов и т.д. Кроме того система лицензирования не охватывает все виды деятельности операторов по обращению с отходами.

Все эти вопросы не могут решаться без мнения профессионального сообщества, однако единой площадки, на которой бы можно было собрать всех участников отрасли, выслушать их мнение, выработать единые подходы, с учетом разницы в сферах деятельности, а также отстоять данные позиции в работе с органами власти всех уровней, на сегодняшний день нет.

С учетом норм действующего законодательства, наиболее приемлемой формой организации профессионального сообщества представляется создание системы саморегулирования в сфере обращения с отходами производства и потребления.

В этом случае, все операторы по обращению с отходами должны будут вступить в одну из саморегулируемых организаций (СРО) которые, в свою очередь создают Национальное объединение саморегулируемых организаций операторов по обращению с отходами.

В случае принятие решения о такой форме самоорганизации представителей отрасли появляется возможность решать накопившиеся проблемы не только усилиями власти, но и с обязательным участием представителей СРО при принятии решения на всех уровнях. В этом случае обеспечивается не только мнение профессионального, экспертного сообщества как при принятии законов и других нормативных актов, регулирующих данную сферу, так и обеспечение того самого общественного контроля, о котором так много говорится в последнее время,  как за участниками рынка, так и за представителями власти.

Создание системы саморегулирования могло бы решить следующие задачи:

Первой задачей реализации указанных мер является  создание системы саморегулирования в области обращения с отходами как основы создания экономически обоснованной отрасли, выработка стандартов и правил Национального объединения саморегулируемых организаций операторов по обращению с отходами (НОСОО), а также стандартов и правил СРО которые должны стать обязательными на переходный период одновременного действия стандартов и правил СРО и лицензий в области обращения с отходами.

Вторая задача заключается в создании системы ответственности за соблюдение норм и требований санитарно-эпидемиологического благополучия населения, охраны окружающей среды, экологической безопасности на всех технологических этапах деятельности по утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов и ее законодательное закрепление.

Третья задача заключается в участии представителей СРО в подготовке и реализации региональных программ в области по обращению с отходами, в том числе по созданию технологической базы на основе комплексных предприятий по переработке и депонированию отходов, обеспечивающей сокращение объемов отходов, подлежащих полигонному захоронению и доведение глубокой переработки отходов до 50% в течение 10 лет.

Четвертая задача состоит в разработке механизма обеспечения финансирования комплексной системы обращения отходов из внебюджетных источников за счет средств утилизационных сборов, отчисляемых производителями и импортерами товаров (продукции), с участием представителей НОСОО как экспертов в определении правил финансирования программ создания отрасли по обращению с отходами, а также в принятии решений о финансировании региональных программ в области обращения с отходами. 

Пятая задача состоит в участии НОСОО в разработке системы правового регулирования обращения с отходами, в первую очередь как со вторичными ресурсами, внедрения передовых технологий по сбору, сортировке, переработке и вовлечении полезных компонентов отходов в повторный хозяйственный оборот, а также  создание биржи вторичного сырья, применения инновационных  технологий размещения отходов, обеспечивающих выполнение требований по охране окружающей среды.

Шестая задача состоит в создании информационной базы, которая позволит деятельность в области обращения с отходами сделать прозрачной и дает возможность повышения контроля в части управления потоками образующихся отходов.

Решение всех этих задач, по нашему глубокому убеждению не возможно без объединения усилий власти и профессионального сообщества в виде саморегулируемых организаций по обращению с отходами.

Считаем, что именно сейчас, когда идет активная работа по выполнению поручений Президента РФ по доработке и принятию поправок в 89-ФЗ «Об обращении с отходами производства и потребления» необходимо объединять усилия профессионалов и принимать активное участие в разработке нормативной базы отрасли, по которым нам придется жить и работать в ближайшие годы.

Обсуждение продолжили представители Администрации Президента РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства природных ресурсов РФ, Росприроднадзора, Комитета по природопользованию ГД ФС РФ, госкорпорации Ростех, Московской городской Думы, а также многочисленные представители профессионального сообщества операторов по обращению с отходами и представители производителей, на которых и планируется возложить расширению ответственность за утилизации упаковки и продукции потерявших свои потребительские свойства.

Дискуссия получилась горячей, при этом представители ФОИВ высказали определенную осторожность в вопросах саморегулирования в отрасли, однако они также отмечали, что консолидация усилий и мнений профессионального сообщества  важна для формирования позиции органов государственного управления.

Представители саморегулируемых организаций по обращению с отходами, уже созданных и работающих на территории Российской Федерации, а также присутствующие эксперты однозначно поддержали введение института саморегулирования в отрасли.

Завершая дискуссию, Сергей Владимирович Железняк высказал поддержку создания саморегулирования в отрасли и отметил, что только объединение профессионалов, политиков и органов управления на всех уровнях власти позволит принять закон в такой редакции которая позволит реально силами того самого профессионального сообщества реализовывать на практике государственную политику в этой сложной области народного хозяйства. По итогам совещания представители СРО операторов по обращению с отходами создали организационный комитет по подготовке и проведению организационного съезда по созданию Национального объединения саморегулируемых организаций операторов по обращению с отходами

 

 

С 1 июля 2014 года в России должны были вступить в силу нормативы, согласно которым деятельность в области обращения с отходами имеют право осуществлять только члены СРО. Однако с даты Х прошло уже более двух месяцев, а законопроект все еще ожидает второго чтения в Госдуме.

Проблема обращения с отходами лежит сразу в двух плоскостях - экономики и экологии. Баланс между ними можно найти только с помощью законодательного регулирования. За основу может быть взят зарубежный опыт, к примеру, шведская модель, где доля вторичной переработки отходов потребления доходит до 93-95%, а около трети тепловой энергии для жилых домов получают с помощью биогазовых реакторов, работающих в том числе на пищевых отходах.

- Для Калининграда и Крыма, которым везти отходы некуда, а захоранивать негде, этот опыт будет чрезвычайно полезен, - полагает председатель совета директоров Экологического альянса операторов по обращению с отходами Марк Балановский. - Однако проблема в том, что в России не существует методологии раздельного сбора мусора.

В Петербурге эксперимент по введению селективного сбора отходов, проведенный несколько лет назад, бесславно провалился.

- Отчасти это связано с устройством городской системы ЖКХ, - рассказал "РГБ" председатель одного из ТСЖ Сергей Красовский. - Многоквартирные дома у нас оборудованы мусоропроводами, и если даже я в отдельно взятой квартире разложу по пакетам стекло, пластик и бумагу, то куда я это понесу? За открытую контейнерную площадку платит соседний дом, и они моим объемам будут совершенно не рады. Копить в квартире и сдавать за копейки - тоже не выход.

Экологам хотелось бы переиначить известную поговорку: "Новое - это хорошо переработанное старое", однако для этого нет ни экономических, ни этических предпосылок. По данным Межрегионального экологического совета операторов по обращению с отходами, ежегодно в России образуется около 40 млн тонн твердых бытовых отходов (ТБО), из них только 4-5% попадают во вторичную переработку, причем основное ее направление - производство топлива. То есть российские мусороперерабатывающие заводы по большей части - мусоросжигательные. Таким же будет и завод под Петербургом, в строительство которого планируется вложить около 9 млрд руб.

По мнению участников отрасли, начинать изменение ситуации необходимо опять-таки с законодательства. Во-первых, необходимо предусмотреть методы экономического стимулирования вторичной переработки, параллельно вводя распределение ответственности за организацию сбора и переработки отходов, а во-вторых, привлечь в отрасль малый и средний бизнес. Контролировать деятельность таких предприятий смогут сами участники рынка путем создания СРО. При этом государственное регулирование тоже необходимо.

- Съезд обращается к правительству РФ с просьбой определить (сформировать) федеральный орган исполнительной власти, на который возложить полномочия... нормативно-правового регулирования в области обращения с отходами, а также функции государственного надзора, - сказано в резолюции II Всероссийского съезда саморегулируемых организаций операторов по обращению с отходами.

Большинство принятых к настоящему моменту региональных программ по обращению с отходами рассчитаны до 2020 года, их конкретные параметры различаются в зависимости от общей ситуации в субъекте РФ. К примеру, в Республике Башкортостан к контрольной дате доля коммунальных отходов, использованных в качестве вторичных материальных ресурсов, должна достигнуть 33%, в Самарской - 32,8%, в Санкт-Петербурге - 20%. В среднем по России, полагают эксперты, это показатель может достичь 50% ТБО. Для этого инвестиции в отрасль до 2020 года должны составить не менее 1,1 трлн долларов.

Перекладывание этих расходов на население - к примеру, через введение специального утилизационного сбора - чревато социальным взрывом. Поэтому эксперты предлагают ввести для предприятий возможность самостоятельной утилизации отходов. Однако тогда непонятно как быть с импортерами тех или иных товаров, а также как контролировать утилизацию: заключив договор аутсорсинга со сторонней организацией, фирма снимает с себя ответственность за судьбу своих отходов, переложив ее на исполнителя. В этом случае роль СРО также переоценить трудно.

- Мы не друзья, а конкуренты, хоть и партнеры, - отметил председатель Национального Союза саморегулируемых организаций операторов по обращению с отходами Михаил Василенко. - Поэтому кто лучше нас будет следить за деятельностью друг друга?

По мнению директора СРО НП "Регионально-отраслевой союз профессиональных операторов по обращению с отходами" Андрея Умникова, законодательное разрешение вести эту деятельность только членам СРО дало бы государственную гарантию, что все участники рынка поставлены в одинаковые рамки. Отмена лицензирования на сбор, транспортировку и использование отходов уже привела к тому, что по всей России число несанкционированных свалок увеличилось примерно на 25%, поэтому сейчас возникли разговоры о его возврате. Однако участники рынка опасаются недобросовестной конкуренции: поправки ко второму чтению закона вводят понятие "региональный оператор по обращению с отходами", которого субъект РФ наделяет указанным статусом на 10 лет. Если выбирать оператора будут чиновники на местах, это создаст неограниченные возможности для коррупции и кумовства, полагают они.

Если же закон не предусмотрит ни лицензирования, ни контроля СРО, транспортировка ТБО по закону вообще теряет смысл, так как любой автовладелец может взять такой груз и "вывалить его под кустом". Оштрафовать его можно только как физическое лицо в соответствии с региональным законодательством, за соблюдением которого полиция - как федеральная структура - следить не обязана. Как следствие - растет доля теневого и криминального бизнеса, усиливается экологическая угроза. ТПП РФ уже поддержала законопроект о введении уголовной ответственности за работу без лицензии или допуска СРО, однако его судьба еще более неопределенна, чем закона, который так и не вступит в силу 1 июля.

Российская газета RG.ru

 

12.11.2014

Новости
СРАВНИМ УПРАВЛЕНИЕ ОТХОДАМИ В ДВУХ СОСЕДСТВУЮЩИХ РЕГИОНАХ

Вчера губернатор Челябинской области Алексей Текслер обратил внимание на работу по ликвидации объектов накопленного вреда окружающей среде в области.

24.01.2024
ФАС РАССМАТРИВАЕТ РЫНОК ОТХОДОВ БАШКИРИИ АНФАС И В ПРОФИЛЬ

16 января с.г. Федеральная антимонопольная Служба (ФАС России) рассмотрела в очередной раз на специально созданной комиссии по административному делу против Минэкологии РБ дело о нарушении антимонопольного законодательства при проведении трех аукционов на 9,5 млрд рублей по проектам строительства новых полигонов для захоронения отходов в Уфимском, Краснокамском и Дюртюлинском районах Башкирии

18.01.2024
СУД НАД «ТАБИГАТОМ»: ПОСЛЕСЛОВИЕ

Арбитражный суд Республики Башкортостан сегодня наконец-то вынес решение прекратить процедуру банкротства государственного предприятия «Табигат», созданного в далеком 2003 году по предложению Союза экологов РБ для управления отходами на территории РБ

21.12.2023
Страницы: 1 | 2 | 3 | 4 | 5
Взаимодействие с государственными органами

Камское   бассейновое  водное  управление

Управление Росприроднадзора по РБ


разработка сайта TopMaster